Уже в 2010 году Россия может стать вторым рынком по объемам продаж легковых автомобилей в Европе, уступив по этому показателю лишь Германии. К такому выводу пришел отраслевой эксперт и партнер PricewaterhouseCoopers Стэнли Рут, доклад которого вчера был опубликован.
В прошлом году Россия, где было продано 2,06 млн автомобилей (на 20% больше по сравнению с годом предыдущим), заняла в Европе четвертое место по объемам продаж, пропустив по этому показателю вперед помимо Германии Францию, Великобританию и Италию. В денежном выражении российский рынок в 2006 году вырос на 45%, до 32 млрд долл. По словам г-на Рута, прошедший год стал для России рекордным по продажам автомобилей. Основными причинами, благоприятствующими столь бурному росту, в PWC считают развитие услуг автокредитования, сбытовых сетей и дилерских центров по всей стране.
Наибольшее увеличение продаж было отмечено в секторе автомобилей, производящихся под брендами международных автоконцернов в России. Их объем продаж в физическом выражении вырос на 87% и достиг 280 тыс. машин, а в денежном -- вдвое, до 4,4 млрд долл. Прирост импорта новых автомобилей был почти также значителен: он увеличился на 76%, до 720 тыс. машин, а в денежном -- на 78%, до 18,2 млрд долл. Вместе с тем наибольший объем
продаж автомобилей все-таки пришелся на отечественных производителей, которым удалось продать по итогам прошлого года 800 тыс. машин на сумму 5,8 млрд долл. Впрочем, в прошлом году было продано на 5% машин меньше, чем годом ранее, хотя благодаря росту цен объем реализации отечественных автомобилей в денежном выражении все же дал положительную динамику -- также 5%. Сокращение продаж было отмечено лишь в одном сегменте -- импорте подержанных иномарок. Их было продано 260 тыс., что на 19% меньше, чем годом ранее, а выручить за них удалось меньше на 13% -- 3,6 млрд долларов.
PWC отмечает ряд важных факторов, благоприятно влияющих на развитие автомобильной отрасли в России. Это и увеличение доходов населения при одновременно растущей в них доле расходов, и улучшение условий автокредитования, и расширение географии продаж автомобилей, и изменение сознания потребителей: автомобиль становится более утилитарной вещью, в которой важна функциональность -- «все меньше людей хотят проводить выходные в гараже под машиной», отмечает г-н Рут. Но при этом автомобиль сохраняет и статусную функцию, и при изменении социального статуса и уровня доходов автовладелец склоняется к смене автомобиля, что также улучшает динамику рынка.
Г-н Рут считает основной движущей силой развития российского автопрома в ближайшей перспективе приход в Россию зарубежных компаний, которые будут создавать здесь конкуренцию и тем самым способствовать его развитию. Он особо отметил, что в скором времени почти у всех крупнейших международных автопроизводителей появится собственное производство в России.
Но при всех позитивных моментах у автомобильного рынка в России существует целый круг проблем, которые могут значительно затормозить его рост. В частности, экспертов чрезвычайно беспокоит ситуация с автокомпонентами в России. Существующий рынок крайне слаб. А без нормального обеспечения комплектующими автомобильный рынок в целом не может полноценно развиваться. «Дальнейшее развитие этой отрасли, -- отмечает г-н Рут, -- будет в существенной мере зависеть от административно-экономического климата для предприятий малого и среднего бизнеса». Вместе с тем он отмечает, что значительные инвестиции в сектор производства комплектующих могут начаться лишь после накопления «критической массы потребностей производителей».
Очень плохо на перспективах автомобильного рынка в будущем может сказаться отсутствие нормального рынка подержанных автомобилей. Г-н Рут отмечает неприемлемость существующей системы налогообложения, действующей при их продаже, из-за высокой ставки НДС продавать подержанную машину дилеру невыгодно. И предупреждает, что развитие вторичного рынка станет стимулом и для развития рынка новых автомобилей. Кроме того, он отмечает необходимость организации инфраструктуры утилизации транспортных средств, которой сейчас в России, по сути, не существует.
Таким образом, по версии PWC, существуют два варианта развития российского автомобильного рынка. При оптимистичном варианте к 2015 году продажа новых автомобилей может превысить 3,5 млн штук. Но если не удастся устранить неблагоприятно влияющие на рынок факторы, может произойти стагнация рынка, и тогда в тот же период объем продаж не превысит 2,5 млн автомобилей.