Время новостей
     N°7, 18 января 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.01.2007
Цена и ценности
Коммерческая продукция на сценах лучших московских театров
Ожидания сколько-нибудь серьезных театральных премьер в этом сезоне явно затягиваются. Одна за другой идут новые (и с каждым разом все более крутые) волны раскрутки очередных хитов. Да вот только после первого показа на публике пена быстро уходит в песок. И все расстраиваются. А почему? Да потому, что ожидания не оправдываются.

Дело, похоже, не в спектаклях, а именно в раскрутке. Если бы солидные театры сразу принялись рекламировать свой товар как платные развлекательные услуги и к тому же вполне профессионального уровня, цены бы им не было. Публика, на подобные зрелища падкая, валом бы повалила и, будьте покойны, свое удовольствие бы получила. Но солидным театрам неудобно: их и так со всех сторон обвиняют в коммерциализации. И вместо того, чтобы прямо сказать: «Мы театры для всех и для каждого. У нас большие залы. Нам важна разная публика. Этот сезон мы начнем с зарабатывания денег, чтобы нам потом и на «духовное» хватило» -- они по привычке жмут на «художественные достоинства», «духовные ценности», новые концепции, актуальность и продвинутость.

Из клоунской комедии о трех вдовушках Роман Козак в Театре им. Пушкина пытается вытянуть мысли о вечном, а «Девичник.Club» в исполнении Марии Ароновой, Ларисы Голубкиной и Веры Алентовой по категорическому требованию публики так и тянет обратно. Театр п/р Табакова открылся переводной мелодрамой «Под небом голубым», «Школа современной пьесы» -- откровенным, испеченным на скорую руку капустником «Холостой Мольер», в «Сатириконе» преподали «Азбуку артиста» -- ну и что? Найдутся желающие похихикать и поплакать над этими шутками и/или чувствительными историями. Тот же «Сатирикон» уже представил своего «Лира», у Табакова режиссер Карбаускис работает над Платоновым, Женовач в своей студии репетирует «Игроков» Гоголя. Предупреждать же надо: за ценностями -- туда, а пока развлекайтесь. Но предупредить постеснялись. В результате пришли на декабрьские премьеры явно не те, да еще рецензий злых понаписали, мол, нет никаких ценностей, достоинств и концепций. Ну нет, и не надо. Дайте людям отдохнуть запросто.

Зачем искать на сцене концепцию, когда по ней во всей красе со всеми своими приемчиками и нечеловеческим обаянием разгуливает Максим Суханов. Пусть хоть и под именем Тартюфа. Зачем попрекать режиссера Владимира Мирзоева его же авангардным прошлым, если на сей раз он скромно «разводит» мольеровский шедевр на сцене «Ленкома» как комедию положений о добрейшем семействе, далеко не первое поколение которого привыкло жить в достатке и без забот. Конечно, реальной жизни эти люди не знают, балуются арбузами и идеалами, а в минуту жизни трудную пытаются нелепо сбежать от неприятностей на фигурных коньках. Им готовят, их одевают, их женят, мирят, ссорят. Они -- марионетки, доверчивые и абсолютно безвольные. Любой демагог, от бомжа до правителя, может из них веревки вить. А тут и не любой, а Суханов -- мужчина в самом расцвете лет. Немудрено, что глава семейства Оргон так им увлекся: Александр Сирин тонко, не без внутренней иронии играет его милым подкаблучником, тихо радующимся, что теперь за него есть кому заступиться перед женой (Анна Большова) и прежде правившей домом служанкой (Елена Шанина). Ему так нравится упрямиться, зная, что за спиной -- друг Тартюф. Мужское самолюбие приятно щекочет то обстоятельство, что жене теперь снова и снова приходится его соблазнять. И есть чем соблазниться. Анна Большова уверена, что от нее глаз не сможет оторвать не только Оргон, но и публика. Не разочаруют любителей акробатических любовных объяснений и молодые артисты Алла Юганова, Дмитрий Грошев, Сергей Абрамов, весело и органично изображающие папенькиных деток. Так что в ленкомовском «Тартюфе» посмотреть есть на что.

Искатели духовности не могут простить МХТ им. Чехова того, что главный театр страны открыл после реконструкции свою главную сцену плоской комедией Кена Людвига «Примадонны». Хотя причем тут духовность? Реконструкция -- дело недешевое. Надо и о кассе подумать. Пьеса, конечно, слабая -- жалкое подражание киносценарию «В джазе только девушки». Зато комедия того же автора «Одолжите тенора» в прошлом сезоне стала кассовым хитом Театра им. Пушкина. Для надежности предприятия позвали режиссера Евгения Писарева, который «Тенора» и поставил. К тому же Юрий Чурсин и Дмитрий Дюжев рядятся в дамские костюмы с не меньшим кокетством, чем Джек Леммон и Тони Кертис, а Михаил Трухин играет долго помирающую старуху миллионершу и с не меньшим мастерством. Про любовь и про жизнь из этого забавного капустника узнать ничего нельзя. Зато можно почувствовать радость актерствования. Идти на «Примадонн» стоит -- но только ради веселья, а не духовности.

Совсем не про любовь и, в общем, не про жизнь самая громкая премьера декабря «Фигаро. События одного дня». Она -- продюсерский дебют Евгения Миронова. Для нее он создал театральную компанию своего имени, выбрал режиссером Кирилла Серебренникова, собрал хороших актеров: Елену Морозову и Лию Ахеджакову, Авангарда Леонтьева и Виталия Хаева и брался отвечать за все в собственном проекте: от замысла до пуговиц на костюмах. Может быть, именно поэтому Фигаро здесь -- вылитый продюсер. И не только потому, что его и играет сам Евгений Миронов. Просто мироновский Фигаро ничем другим не занят, кроме продюсирования самого себя. Он сам себя продвигает на рынке: рекламирует, находит финансирование, сводит с нужными людьми, договаривается с «крышей», отмазывает от кредиторов, подставляет конкурентов, выпутывается из скользких положений, а главное, постоянно просчитывает ходы на будущее. До любви ли ему?! Не важно, что Бомарше писал свою комедию именно о любви и человеческом достоинстве. Спектакль поставлен ради одного монолога: «И вообще, кто такой -- этот «я», о котором я так пекусь?», в котором Миронов--Фигаро рассказывает о том, как трудно пробиваться наверх, теряя по дороге все человеческое, и о том, как он призирает всех тех, кому сливки жизни достались по наследству. Недаром этот монолог звучит со сцены аж два раза. Не надо сравнивать Фигаро Евгения Миронова с Фигаро Андрея Миронова -- они разные люди. Не надо задаваться вопросом: почему этот прагматик так уперто добивается свадьбы со служанкой, вместо того чтобы погреть опустевшую постель хозяйки-графини? Для него ушлая Сюзанна (не без драйва сыгранная дебютанткой этого сезона Юлией Пересильд) куда более походящий партнер по осуществлению бизнес-планов, чем тоскующая Розина. Граф с графиней для него лишь ступени в карьере, на которых он не собирается останавливаться. Миронов холодно и энергично играет своего героя, используя уже отработанные в прежних ролях приемы. И спектакль получился холодный, даже злой. В нем много гневных речей и деклараций, много смешных трюков, на выдумку которых так горазд режиссер Серебренников, много профессионализма, много штампов. Вот только без чувств обошлись. Лишь презираемые всеми граф с графиней очень по-человечески сыграны Виталием Хаевым и Еленой Морозовой. Они -- единственные -- вызывают сочувствие публики, пока плебс над ними куражится.

Как проект художественный «Фигаро. События одного дня» -- не самая большая удача его бесспорно талантливых создателей. Зато как продюсерский -- безусловный успех. Проба сил новой компании перед завоеванием Театра наций, в котором Евгений Миронов назначен художественным руководителем. Раскрутка Театральной компании Евгения Миронова была мощная и велась среди нужного народа, а публика на премьере была в основном светская, привыкшая потреблять только известные бренды. Эта-то публика осталась довольна -- соответствующая поддержка обновленному Театру наций обеспечена. Да и цены на билеты вырасти не замедлят.

Елена ГРУЕВА
//  читайте тему  //  Театр