Время новостей
     N°6, 17 января 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.01.2007
Суверенный базар
Отказ от иностранцев на российских рынках может привести к дефициту товаров и росту цен
С 15 января в России вступили в действие новые законы и правила регулирования трудовой миграции. Уже на следующий день в российском правительстве открыто признали, что эти правила могут привести к серьезным негативным последствиям в масштабах всей страны.

Открывая вчера совещание в правительстве по проблемам трудовой миграции, вице-премьер Александр Жуков напомнил, что до 1 апреля для иностранцев действует квота в 40% на работу в сфере розничной торговли, а с 1 апреля иностранным работникам вообще запретят работать в этой сфере. И тут же достаточно прозрачно описал возможные издержки такого запрета: "Наша задача -- подготовиться к таким изменениям, не допустить дефицита товаров, необоснованного закрытия рынков и в связи с этим возможного скачка или роста цен на товары первой необходимости, в первую очередь продовольственные". Хотя по логике любые государственные решения желательно принимать, подготовившись к их последствиям заранее. А о том, что борьба с иностранцами в торговле неизбежно вызовет проблемы, можно было бы догадаться, проанализировав национальный и географический состав торговцев практически на всех российских розничных рынках.

По словам вице-премьера, работа по проверке рынков началась еще в декабре, а на нынешнем совещании должны быть первые итоги этой работы. "Очень важно, чтобы был полный контакт с региональными властями, так как самая большая нагрузка ложится именно на региональные власти", -- добавил г-н Жуков. Именно вероятные жалобы региональных властей на невозможность заменить всех иностранных торговцев «коренными» так быстро, могут стать основанием для переноса запрета на работу в торговле иностранцев с 1 апреля на более поздний срок. По крайней мере этот запрет выглядит не более подготовленным, чем монетизация льгот, которую пришлось радикально корректировать по ходу дела, или регулирование алкогольного рынка с помощью пресловутой ЕГАИС. Опять же едва ли даже в рамках кампании по борьбе с «инородцами» на рынках российские власти решатся перейти к прямому регулированию цен. Так можно увести всю рыночную торговлю в нелегальный оборот, возродив в памяти россиян уже вроде забытые времена тотального позднесоветского дефицита и торговых операций из-под полы.

По мнению вице-премьера, основная задача властей на данном этапе состоит в том, чтобы «как можно более внятно и подробно разъяснить новые правила, чтобы всем было понятно, каковы эти правила и политика государства в этой сфере". Самим же иностранным торговцам, видимо, придется не столько учить новые писаные правила трудовой миграции в России, сколько договариваться с местными властями по неписаным правилам коррупционных откатов за право обойти очередной запрет. А удачный обход этого запрета, похоже, и станет самым надежным способом свести к минимуму негативные последствия устройства рыночной торговли по национальному признаку в виде роста цен и дефицита товаров, о которых говорил на вчерашнем совещании вице-премьер.

Зато Федеральную миграционную службу эти проблемы не пугают. "Вопрос о недопущении повышения цен, снижения ассортимента товаров при разработке всех этих мер учитывался", -- сказал заместитель главы ФМС Вячеслав Поставнин во вторник на пресс-конференции в РИА Новости. По его словам, данные за первые дни (дней, напомним, прошло всего два) применения новых правил показывают, что пока проблемы в этой области не возникают. "Иностранные граждане уже освобождают эти места (на рынках. -- Ред.), но они замещаются российскими гражданами", -- сообщил чиновник. Практически в каждом российском регионе на учете в центрах занятости стоит достаточно россиян, которые претендуют на места продавцов, добавил замглавы ФМС: "Речь ведь идет о логистике: важно доставить нужные товары. При этом неважно, кто их будет продавать -- российские или иностранные граждане". А если неважно, то зачем было запрещать?..

Иван ГОРДЕЕВ
//  читайте тему  //  Миграционная политика