Министр транспорта Игорь Левитин поручил вчера «Росавиации» и «Ространснадзору» проверить, как российские авиакомпании выполнили свои новогодние чартерные программы. Таким образом министерство отреагировало на несколько случаев многочасовых задержек чартерных рейсов, произошедших в первые две недели января как на российских, так и на зарубежных аэродромах. Один из этих случаев даже привлек внимание Общественной палаты России и президента страны.
Пресс-служба Минтранса заявила, что если в деятельности авиакомпаний будут обнаружены нарушения, то им грозит самое радикальное наказание, вплоть до лишения сертификата эксплуатанта (то есть полного изгнания авиаперевозчика с рынка). Впрочем, авиакомпании никакой вины в произошедшем за собой не чувствуют и министерскую проверку ожидают абсолютно хладнокровно. Надо отметить, что долгие
задержки чартерных рейсов в период массовых отпусков (в том числе в декабре--январе) случаются в России ежегодно. Но еще ни разу по этой причине не была закрыта ни одна отечественная авиакомпания.
Первый в новом году серьезный сбой чартерного расписания произошел 7 января у авиакомпании «Трансаэро». Ее Boeing-747 из-за технической неисправности не смог вылететь в Россию с египетского курорта Хургада. Чтобы вывезти застрявших там 444 туриста, компания направила из Москвы два меньших по размеру лайнера Boeing-767. В ожидании резервных бортов туристы провели в аэропорту примерно восемь часов.
Это происшествие привлекло внимание Общественной палаты России, которая начала собственное разбирательство. Первое ее заседание на эту тему состоялось 12 января в стенах Государственной думы под председательством известного политолога Сергея Маркова. Г-н Марков сообщил собравшимся, что о происшествии в Хургаде проинформирован Владимир Путин. Президент, по словам политолога, рекомендовал «в кратчайшие сроки выработать оптимальный алгоритм действий в подобных ситуациях», а также обещал всяческое содействие со своей стороны. Члены палаты в ответ пообещали сообщить г-ну Путину о результатах своей работы, а в случае необходимости направить свои выводы еще и в правоохранительные органы.
В «Трансаэро» считают, что нет повода привлекать правоохранительные органы в этой истории. «Нам есть что сказать, -- заявили вчера «Времени новостей» в пресс-службе авиакомпании, -- и мы готовы сотрудничать с контролирующими органами в рамках любой проверки». По словам представителя «Трансаэро», туристы провели много часов в аэропорту в основном потому, что на прилет резервных бортов необходимо было получить официальное разрешение от египетских властей.
Между тем аналогичные инциденты произошли 13--14 января. Два самолета «ВИМ-авиа» и еще два лайнера компании S7 (бывшая «Сибирь») не смогли вовремя вывезти своих клиентов из итальянского города Римини. Авиаперевозчики объясняют почти суточное нарушение расписания сильным туманом в районе Римини. Кроме того, 13 января чартерный рейс альянса AirUnion, возвращавшийся в Москву с Сейшельских островов, был задержан авиационными властями Объединенных Арабских Эмиратов во время технической остановки там. 14 января компания S7 задержала (от 3 до 9 часов) вылет чартерных рейсов Челябинск--Хургада, Москва--Анталья и Москва-- Эрзурум.
Как сказали вчера «Времени новостей» в пресс-службе Минтранса, проверка новогодней чартерной кампании не ограничится только этими случаями или только выше упомянутыми авиакомпаниями. Авиационным властям поручено искать нарушения на всем пространстве чартерного авиарынка.
Участники этого рынка, впрочем, уверены, что ничего выходящего за рамки природных форс-мажоров найти не получится. «Мы не возражаем против любых здравых инициатив государства, связанных с наведением порядка в отрасли, -- сказал вчера газете «Время новостей» директор по коммуникациям «ВИМ-авиа» Сергей Пинчук, -- но не считаем нынешнюю проверку оправданной». По его словам, в задержке, вызванной прежде всего погодными условиями, компания виновной быть не может. А пресс-секретарь S7 Илья Новохатский сказал, что его фирма уже направила властям отчет о задержках в Римини, Москве и Челябинске и рассчитывает, что таким образом инцидент исчерпан.
Примечательно, что глава российского транспортного ведомства Игорь Левитин в эти праздники тоже побывал в шкуре пассажира, чей вылет задерживается. 10 января он собирался вернуться в Москву из канадского Монреаля рейсом «Трансаэро» (правда, регулярным, а не чартерным). Самолет не смог отправиться вовремя по техническим причинам. Впрочем, министру не пришлось ждать, пока лайнер починят. «У нас есть отработанные методы обслуживания таких дорогих пассажиров», -- пояснили газете «Время новостей» в пресс-службе «Трансаэро». Г-н Левитин был оперативно «пересажен» на рейс другой авиакомпании.