Неожиданный и резкий выпад предпринял вчера президент Белоруссии после только что
достигнутого компромисса с Москвой относительно поставок российской нефти. Александр Лукашенко во время голосования на выборах в местные органы власти выступил с острой критикой действий России
в нефтяном конфликте с его страной и обещал пойти на сближение с Западом. «От нас требуют вступления в состав России, но я не хочу похоронить суверенитет и независимость страны как первый президент Белоруссии», -- заявил он.
Белорусский лидер констатировал, что у Москвы и Минска разные взгляды
на строительство союзного государства. «Из всех консультаций и переговоров я понял, что у нас разные подходы и понятия по строительству союзного государства.
Союз должен строиться на принципах равноправия», -- заявил г-н Лукашенко. «Российская сторона пошла на то, чтобы растоптать союз и пустить под откос целую страну с дружественным братским народом... Если каждый год будут хвататься за вентиль, то речи ни о каком союзе быть не может», -- считает он.
Александр Лукашенко дал понять, что возможно новое обострение в отношениях, пообещав ввести «пошлину и какую-то плату по чувствительным для России товарам» в случае ограничения доступа белорусской продукции на российский рынок. Он не исключил, что в случае давления со стороны Москвы Минск введет арендную плату за землю под нефтепроводом. По его словам, когда Россия была в трудных условиях, белорусская сторона «без налогов строила
ветку Ямал--Европа и потеряла на этом около 1 млрд долл.». «Мы действовали как братья и выгоду не искали», -- подчеркнул он и сообщил, что за транзит газа Россия якобы платит Польше 4,5--5 млрд долларов, а Белоруссии -- всего 120 млн (по данным "Времени новостей", платежи за транзит российского газа по польской территории составляют порядка 300 млн долл.). В итоге Лукашенко сделал Москве предложение: «Заплатите нам 5 млрд долл. (за транзит газа. --
Ред.), и мы не будем спорить за цену на газ».
Батька утверждал, что
ответственность за отключение поставок нефти в Европу лежит на российской стороне: «Мы не имеем отношения к эскалации напряженности вокруг нефтяной трубы. Этот кризис был спровоцирован не нами... В Европе многие поняли после этого конфликта -- сегодня мы, а завтра могут быть они». «Европа и США в этой ситуации повели себя порядочно. Они предложили нам поддержку. Это мы никогда не забудем», -- заявил Лукашенко. И в доказательство пообещал развивать отношения с западными странами: «Мы готовы сотрудничать хоть с чертом, хоть с дьяволом, чтобы обеспечить энергетическую безопасность... Если Европа готова сотрудничать, мы пойдем на любое сотрудничество с Европой в этом плане».
Развивая свою мысль об энергетической политике России, белорусский президент резко раскритиковал сооружение
газопровода "Северный поток" из России в Германию по дну Балтики и предложил России построить еще одну нитку газопровода Ямал--Европа. «Самый дурацкий проект России -- это строительство по Балтийскому морю газопровода. Неизвестно, что может произойти с этим газопроводом, который лежит на куче боеприпасов», -- заявил вчера г-н Лукашенко, фактически повторив то, что говорят лидеры Польши и стран Балтии. По словам белорусского лидера, «этот проект может войти в Книгу рекордов Гиннесса»: «Строительство «Газпромом» балтийского газопровода -- это что, нормальная политика? Что, мы можем вести с таким руководством нормальные переговоры?» Комментируя эти высказывания Александра Лукашенко, источник в Кремле заявил РИА Новости: «Эти слова являются еще одним хорошим подтверждением необходимости строительства такого трубопровода».
Эскапады белорусского лидера выглядят нелогично после того, как конфликт, казалось бы,
был разрешен в конце недели путем сложного компромисса. Однако Александр Лукашенко не стал делать вид, что ему дорог даже "плохой мир". Высокопоставленный источник "Времени новостей" в Москве объясняет это тем, что у Александра Лукашенко состоялся крайне напряженный
телефонный разговор с Владимиром Путиным. По словам нашего собеседника, Лукашенко начал речь с упрека в том, что Москва его "обманула". После чего разговор перешел на повышенные тона. Судя по всему, результатом этого и стало стремление Лукашенко "на Запад".
Примечательно, что в конце 2006 года Евросоюз в очередной раз предложил Белоруссии потепление отношений в обмен на проведение в стране демократических и рыночных реформ. Правда, глава белорусского аналитического центра «Стратегия»
Леонид Заико в интервью «Времени новостей» усомнился, что Минск сделает реальный разворот в сторону Запада: «Власть может выпустить из тюрем двух-трех оппозиционеров и разрешить продавать в парламенте негосударственные газеты. Но вряд ли это те шаги, которые Запад сочтет достаточными. К тому же у России, как показала практика, достаточно рычагов, чтобы не допустить радикального изменения приоритетов внешней политики Белоруссии».
Обозначил Александр Лукашенко и еще одного виновника кризиса в российско-белорусских отношениях -- российские СМИ: «Только в «холодную войну» так могут себя вести отдельные страны и государства. Оплевывать главу государства, не важно, в каких газетах и журналах, издеваться над белорусским народом, который ничем не провинился перед русским народом, -- я думаю, это не добавляет в наших отношениях доверия».
Если говорить о сути соглашений между Москвой и Минском по нефти и газу, белорусские независимые эксперты и правительственные чиновники сходятся в том, что условия белорусско-российского соглашения о сотрудничестве в нефтяной сфере, подписанного в пятницу, выгодны для Минска. Аналогично подают проблему и государственные СМИ Белоруссии.
А белорусский вице-премьер Андрей Кобяков на пресс-конференции в субботу, рассказав о механизме взимания российской экспортной пошлины, заявил, что подписанное в Москве соглашение -- «это не уступка, это цивилизованный способ решения спора -- с расчетами, цифрами. Расчеты показывают, что такое распределение является наиболее справедливым». Вице-премьер пообещал, что, несмотря на изменения условий сотрудничества с Россией в сфере энергетики, правительство выполнит прогноз экономического развития на текущий год, в частности не допустит роста инфляции выше запланированных 6--8%.
«С точки зрения экономики это не приведет к серьезным изменениям, потрясениям... Потерь бюджета в нашей стране не будет, и ущерба для бизнеса, связанного с нефтепереработкой, тоже не будет», -- заявил г-н Кобяков, отвечая на вопрос «Времени новостей».