|
|
N°134, 27 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Незамеченный погром
Рязань боится мунизации
Список подозреваемых в преступлении, совершенном 17 сентября в Рязани, когда группа бритоголовых учинила погром в еврейской воскресной школе, расширился до четырех человек. Однако пока никто из погромщиков не задержан, и обвинения им не предъявлены. Правоохранительные органы не склонны видеть в происшедшем проявлений экстремизма. Дело возбуждено по статье «Хулиганство».
На месте событий побывали наши корреспонденты Филипп СТЕРКИН и Константин НИКОЛАЕВ.
«Не знаю я, где эта ваша еврейская. Раньше все школы были обычные, а теперь наоткрывали разных, вот и неприятности происходят», -- постовой в дверях администрации Рязанской области недовольно пожимает плечами.
Не знали о воскресной еврейской школе и в пресс-службе администрации, да и местному комитету по образованию потребовалось на ее розыски чуть ли не полчаса. Между тем это здание находится в двух шагах от административного квартала города, на той же улице, почти напротив, в небольшом скверике.
В будни Открытая школа №3 выглядит как обычная средняя. Каждые 45 минут раздается звонок, и на улицу выходят покурить старшеклассники. Прямо у дверей тщательно затертая, но все еще заметная шестиконечная звезда и надпись черной краской «Иуды» -- лишь это и напоминает о том, что по воскресеньям сюда приходят дети членов Рязанской еврейской общины.
В холле, завешанном детскими рисунками, -- строгая вахтерша. О том, что случилось в этих стенах 17 сентября, она тоже почти ничего не знает: «В воскресенье все нормальные люди отдыхают, или мне тут и в выходные сидеть?». Провести нас к директору, Нелли Петровне Филичевой, вахтерша тоже отказывается: «Болеет директор, приступ у нее».
Однако школьники говорят, что директор только что прошла в свой кабинет. Поговорить с ней так и не удалось -- вахтерша пригрозила вызвать милицию.
-- Вы в курсе, что тут случилось в воскресенье? -- спрашиваем старшеклассниц, курящих на крыльце.
Молчание.
-- Это вы про скинов, что ли? -- наконец, переспрашивает самая смелая.
-- Да.
Девушки как-то смущаются, озираются по сторонам, кажется, как будто чего-то боятся. Вскоре мы остаемся одни.
Комитет по делам несовершеннолетних, в ведении которого находится и эта школа, располагается в соседнем здании. Женщина, сидящая в маленькой комнате среди горы папок, поднимает на нас глаза: «Какой еще погром? Впервые слышу об этом. К нам никаких документов или запросов не поступало. А газеты мне некогда читать».
Впрочем, узнать что-либо из местных газет также вряд ли было возможно. Маленькую 20-строчную заметку на второй полосе дала лишь «Мещерская сторона», да и то спустя три дня после случившегося. Остальные же страницы были забиты информацией о предстоящих муниципальных выборах. «А что вы хотите? -- удивляется сотрудница библиотеки им. Горького, где мы просматривали подшивки всех областных газет за неделю. -- У нас ведь вся пресса либо под губернатором, либо под горсоветом. Кому нужен скандал накануне выборов?»
Не замеченный практически никем из рязанцев погром случился средь бела дня на центральной улице города. Примерно в половину третьего председатель совета Рязанской еврейской общины и один из организаторов воскресной школы Леонид Резников вышел из здания, где шли уроки. В сквере он увидел группу коротко стриженных молодых людей, одетых в черные куртки и джинсы. О чем-то переговорив, они внезапно двинулись к крыльцу.
-- Здесь еврейская школа? -- обратился к Леониду Семеновичу один из молодчиков.
-- Здесь.
-- Вас-то нам и надо, -- усмехнулся он. -- Сейчас мы вас будем мочить!
«От них с самого начала шла какая-то агрессивная волна, -- вспоминает Резников. -- А после таких слов мне стало все ясно. Я бросился назад в школу, они побежали за мной, но я успел захлопнуть дверь в кабинет директора и стал звонить в милицию».
Оказавшись предоставленными сами себе, чернорубашечники разбили телефон в приемной, пару цветочных горшков, вывеску на кабинете директора. Потом их внимание привлекла выставка рисунков на «национальную тему», которая появлялась в холле только по воскресеньям. Посрывав детские рисунки со стен, они совсем растерялись -- фантазия иссякла. Наконец молодчики построились, прокричали нацистское приветствие и, попутно разбив стекло на двери и школьную вывеску, строем удалились.
«К счастью, все это произошло так быстро, что дети толком ничего не успели понять, -- говорит Леонид Семенович. -- Все это время они находились в классе, а когда вышли в коридор, увидели только результаты погрома. Учителя объяснили, что во время урока в школу забрел кто-то пьяный, но мне кажется, многие дети, особенно старшие, все поняли. Да, никто не пострадал, но увидеть свои рисунки растоптанными -- это нелегко для ребенка».
Нескольким ученикам потребовалась помощь детского психолога, и, как нам сказали, они вряд ли согласятся в будущем посещать воскресную школу. Да и многие родители скорее всего постараются обезопасить своих детей. Боятся, впрочем, не только они. Как нам рассказали в местном отделении «Мемориала», нежелание директора школы общаться с прессой объяснялось все тем же страхом. Вечером 17 сентября Нелли Петровне намекнули, что ей стоит попросить общину поискать себе другое место для воскресной школы. Когда она возвращалась домой, рядом с ней остановилась машина, из которой выскочил молодой человек и несколько раз ударил женщину резиновой дубинкой. Машина скрылась. В милицию Нелли Петровна обращаться не стала...
«Погромщиков обязательно найдут, -- уверен Леонид Резников. -- Иначе, нет смысла дальше жить в стране, которая причисляет себя к демократическим. Но вот за что именно осудят погромщиков, я не знаю».
Милиция прибыла на место происшествия спустя 15 минут, когда в школе были только растерянные учителя и дети. Уголовное дело же завели лишь 19 сентября по части 2 статьи 213 УК «Хулиганство, совершенное группой лиц». Дознание ведется больше недели, и ведется в обстановке строжайшей секретности. Следователь, ведущая дело, --дознаватель РОВД Советского района Ирина Новикова -- от каких-либо комментариев наотрез отказалась. А пресс-секретарь областного УВД Владимир Голев, как это ни странно, не располагает полной и точной информацией даже о том, что же собственно случилось в воскресной школе. До сих пор, например, не установлено точное число участников погрома, хотя свидетели говорят, что их было человек пятнадцать.
«В отделение для дачи объяснений вызывались разные лица, которые могли быть причастны к происшедшему, в том числе и представители местного РНЕ, -- рассказывает и.о. прокурора Советского района г. Рязани Михаил Петрухов. -- Пока никто не задержан, но есть как минимум четверо подозреваемых, личность которых уже установлена, однако оснований для предъявления им обвинения пока нет».
Тем не менее нам удалось узнать о некоторых подробностях дознания. По неофициальной информации, основному подозреваемому 28 лет, и есть основания предполагать, что он является членом экстремистской организации фашистского толка либо сторонником движения скинхедов. Однако руководил операцией не он, а молодой человек примерно 20 лет, и орудовала в школе не вся группа, а лишь 3--4 человека.
Позавчера прокуратура Рязанской области взяла дело под свой контроль. Не исключено, что в ходе дознания состав преступления может еще измениться, и тогда к делу подключится местное управление ФСБ. Но вероятность этого крайне мала. «Мы не знаем, двигали ли этими молодчиками националистические мотивы, -- говорит начальник отдела по организации дознания областного УВД Николай Ромкин. -- Пока у нас нет данных, позволяющих отнести их действия к экстремистским».
Тем не менее мы решили узнать официальное мнение о происшедшем в прошлое воскресенье и обратились к заместителю главы областной администрации по социальным вопросам Виктору ТРУШИНУ.
-- Виктор Николаевич, связываете ли вы события 17 сентября с национальной неприязнью?
-- Сегодня со стопроцентной уверенностью никто не может сказать, на основе какой неприязни все это произошло. Я знаю, что там было хулиганство, а на какой почве я не знаю. Мне бы очень не хотелось, чтобы на национальной. За все эти годы у нас таких проблем не было.
-- Тем не менее в Рязанской области зарегистрировано РНЕ...
-- РНЕ зарегистрировано органами юстиции. Большого влияния оно не имеет. Так молодежь собралась поиграть. Они собираются, изучают историю, русский бой... Что страшного в патриотизме? Почему все говорят с гордостью, мол, я англичанин, я американец, а сказать с гордостью я русский плохо. Почему-то у нас по радио все время выступают пасторы, а не священники Русской православной церкви. У нас четыре основные религии -- православие, мусульманство, буддизм, иудаизм. А выступает лютеранский пастор -- дикость.
-- Иными словами, организации, подобные РНЕ, -- патриотические, а не националистические.
-- Я в теоретические дебри не вдавался. Но публичных акций, которые нарушали бы жизнь граждан, они не проводили. Хлопот они нам не доставляли. Вот у нас тут мунисты завелись, они страшнее во много раз. А к РНЕ давайте не будем вязаться. Его никто не осудил, никто не запретил. Давайте будем терпимы ко всякому проявлению человеческого духа, кроме экстремистского, конечно.
-- А что такое экстремизм?
-- Человеконенавистничество.
Филипп СТЕРКИН, Константин НИКОЛАЕВ, Рязань--Москва