|
|
N°4, 15 января 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Несмотря на теракт
Премьер Испании продолжит переговоры с сепаратистами
Более миллиона испанцев участвовало вчера в демонстрациях протеста против терактов сепаратистской организации «Родина басков и свобода» ("Эускади та Аскатасуна", ЭТА). Манифестации, поддержанные более чем 500 партиями, проводились по инициативе профсоюзов Испании. Мероприятие игнорировали лишь оппозиционная консервативная Народная партия и партия «Батасуна», политическое крыло ЭТА.
В Стране Басков (четыре провинции на севере Испании) сторонники ЭТА попытались сорвать демонстрации битьем витрин и поджогом мусорных контейнеров. Но это лишь укрепило решимость людей выйти на улицы под лозунгом «За мир, жизнь и свободу -- против терроризма». Тем более как раз вчера следствие объявило, что в своем последнем теракте боевики впервые использовали смесь гексогена с аммоналом, чтобы усилить мощность заряда.
Напомним, что теракт в мадридском аэропорту Барахас был совершен 30 декабря, то есть на местные святки и в канун Нового года. Погибли два эквадорца из числа рабочих, была разрушена пятиэтажная автостоянка, материальный ущерб превысил 30 млн евро. После взрыва испанцы долго и с напряжением ожидали объяснений от самой ЭТА, ведь еще 22 марта 2006 года она объявила перемирие.
В прошлом, когда ЭТА объявляла перемирие (а это происходило дважды -- в 80-х и 90-х годах), но затем решала его прервать, она извещала об этом, прежде чем совершить новый теракт. На этот раз такого сообщения не поступило. Взрыв в аэропорту, последовавший после девяти месяцев перемирия, в одностороннем порядке объявленного ЭТА, оказался неожиданностью для властей, не получивших от разведслужб какой-либо информации на этот счет. Даже «Батасуна», являющаяся посредницей на переговорах, дала понять, что и для нее возвращение ЭТА к терактам оказалось неприятным сюрпризом.
Долгое молчание ЭТА авторитетные испанские аналитики объясняют тем, что взрыв в Мадриде был осуществлен какой-то маргинальной боевой группой ЭТА, не согласной с линией руководства на проведение мирных переговоров. В эту версию вполне вписывается тот факт, что официальное коммюнике руководства ЭТА появилось лишь несколько дней назад в баскской газете «Гара». Судя по всему, руководители баскских террористов в эти дни проводили консультации с боевыми группами, для чего требуется время, поскольку они действуют в строго конспиративных условиях и контакты с ними затруднены.
Коммюнике многих привело в недоумение. ЭТА заявила, что и после теракта не считает мирный процесс прерванным и готова продолжить его! Взрыв же оправдывался тем, что ЭТА оставляет за собой право отвечать на «агрессию» против нее со стороны властей. Такой «агрессией» ЭТА считает аресты, несмотря на перемирие, десятков ее активистов, жестокое обращение с ними (вплоть до «пыток в тюрьмах»).
Руководство ЭТА подчеркнуло, что теракт в аэропорту был задуман как бескровный. А причиной гибели двух эквадорских иммигрантов оно назвало некомпетентность полиции: та, дескать, трижды была предупреждена о месте заложения бомбы, но не сумела вовремя эвакуировать всех людей.
Так что же дальше? Противники мирного диалога с ЭТА (это в первую очередь Народная партия) утверждают, что последние события лишний раз подтверждают: с террористами нельзя вести переговоры, с ними надо бороться до победы. За этим кроется и чисто прагматический расчет: консерваторы понимают, что если социал-демократическому правительству удастся мирно решить баскскую проблему, то едва ли правым удастся на выборах в марте 2008 года вернуться к власти.
Что касается сторонников мирного решения вопроса (а таковыми являются все остальные партии Испании во главе с социал-демократами), то они, попав в клещи радикалов с обеих сторон, оказались в сложном положении. Но испанский премьер Хосе Луис Родригес Сапатеро, по престижу которого нанесен удар, дает понять, что мирный процесс не сорван, а прерван, погибших же эквадорцев он считает не прямыми, а косвенными жертвами теракта.
Ведь 46-летний Сапатеро тоже готовится к выборам 2008 года и понимает: какие бы важные социальные и экономические реформы он ни провел, какие бы достижения ни представил избирателям, неудача в решении проблемы баскского терроризма может лишить его власти.
Руководство ЭТА также не может не понимать, что нынешний премьер Испании единственный политик, с которым оно может договориться о приемлемых условиях мира. Поэтому обе стороны не спешат сжигать мосты. Это дает основания полагать, что переговоры будут продолжены, хотя это будет крайне непросто.
Хуан КОБО, Валенсия, Испания