Где прячется неуловимая международная организация
"Аль-Каида"? Хотя эксперты и мировая пресса, кажется, уже давно пришли к выводу, что главные лидеры террористов нашли убежище в горных районах пакистано-афганской границы, остается вопрос, по какую ее сторону искать виновных в том, что в самом Афганистане не утихают бои, а талибы становятся все активнее.
В самом регионе ответ у каждого свой. Афганистан винит соседа, уверяя, что Пакистан ничего не делает, чтобы уничтожить базы талибов, которые перебрались на пакистанскую территорию и совершают оттуда дерзкие вылазки. "Пакистанскому президенту генералу Мушаррафу выгодно, чтобы напряженность не кончалась. Продолжение войны означает для него продолжение американской помощи, а также то, что Вашингтон будет закрывать глаза на его недемократическое правление", -- объяснил "Времени новостей" в телефонном разговоре афганский политолог Азиз Мухаммад.
Исламабад же уверяет, что
правительство Карзая валит с больной головы на здоровую: мол, при чем тут Пакистан, если талибы давно контролируют значительные территории юга и юго-востока Афганистана? "Кабул должен сам нести ответственность за свои проблемы", -- заявил на днях МИД Пакистана. Исламабад не устает повторять, что он сделал больше других для борьбы с терроризмом и "Аль-Каидой", арестовав несколько десятков известных террористов (большинство из них передано США) и разместив на границе с Афганистаном 80-тысячный военный контингент для борьбы с боевиками.
На прошлой неделе этот спор вышел на новый уровень после того, как директор национальной разведки США Джон Негропонте объявил, что лидеры "Аль-Каиды"
нашли убежище на пакистанской территории. И хотя он не назвал имен, все и так поняли, что речь идет о саудовце Усаме Бен Ладене и его помощнике египтянине Аймане аз-Завахири. По словам Негропонте, который по решению президента Буша покидает свой пост и переходит в госдеп, "Аль-Каида" осуществляет оперативное руководство террористами на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Европе "благодаря ее лидерам, скрывающимся в Пакистане". Кабул теперь празднует победу. "Это заявление стало хорошим шагом, пусть и несколько запоздалым", -- похвалил американцев МИД Афганистана.
Исламабад в ответ вновь все отрицает: "Вашингтон никогда не передавал нам данные о нахождении лидеров "Аль-Каиды" на пакистанской территории", -- говорит глава военного департамента по связям с общественностью генерал Шаукат Султан. Что до Усамы Бен Ладена, то официальные лица повторяют одно и то же:
"Если этот человек жив, то скрывается в Афганистане".
На пакистано-афганской границе перебранка между Кабулом и Исламабадом переросла в столкновения: в эти дни толпа афганцев забрасывала камнями и палками пакистанских пограничников на пропускном пункте Чаман, через который идет основной поток транспорта между двумя странами. Недовольство вызвало намерение Пакистана ввести новую компьютеризованную биометрическую систему регистрации всех, пересекающих границу. Жители пограничья должны получить карточки с отпечатком большого пальца. Чиновники с пакистанской стороны под объективами журналистов прикладывали большой палец к компьютерному сканеру, демонстрируя работу системы, а тем временем на другой стороне собирались возмущенные афганцы, привыкшие ходить из страны в страну без ограничений и контроля.
Афганские власти тоже нервно отреагировали на нововведение, заявив, что не приемлют этих "односторонних" мер. Кабул раздражен намерением пакистанских властей соорудить между двумя странами сеть ограждений и минных полей, чтобы предотвратить перемещение боевиков. "Исламабад лучше бы уничтожил лагеря боевиков на своей территории, чем строил заборы, которые разделят братские народы", -- говорит «ВН» политолог Азиз Мухаммад.
Исламабад называет позицию афганских властей "крайне странной". "Они требуют прекратить трансграничный терроризм, но выступают против пограничных ограждений, они настаивают на упорядочении ситуации на границе, но не хотят введения современной системы контроля ", -- сказала "ВН" представитель Министерства информации Самия Али.
Труднее всего в этой ситуации приходится Вашингтону. Попробуйте внятно объяснить, почему Усама Бен Ладен до сих пор на свободе, а "Аль-Каида" продолжает угрожать Америке, но при этом не обидеть ни Пакистан, ни Афганистан -- союзников США в регионе. "Холодная война" между Исламабадом и Кабулом явно не на руку Вашингтону.
В регион зачастили высокопоставленные эмиссары США и их союзников. Аккурат в день нашумевшего выступления Джона Негропонте поездку в Кабул и Исламабад совершил помощник госсекретаря по Южной и Центральной Азии Ричард Баучер. Главной его целью было помирить двух капризных союзников. Вчера, после визита в Ирак, в Пакистан прибыла сенатор США Хиллари Клинтон. Считанными днями ранее по этому же маршруту проехал министр иностранных дел Канады Питер Маккей, пытавшийся разобраться со скандалом вокруг планов пакистанцев отгородиться от Афганистана забором. Ряд американцев даже предложил географическое объяснение всех неудач. Так, ветеран ЦРУ, известный эксперт Майкл Шойер заявил, что террористы окопались в "районе с самой сложной топографией на земле".
Пакистано-афганское пограничье -- сложный горный район. Но вероятнее, что проблема все-таки лежит в области политики, а не географии. Ведь главная проблема границы между Пакистаном и Афганистаном в том, что между этими странами нет границы. Две соседние страны разделяет так называемая «линия Дюранда», точнее, линия прекращения огня. Она названа так в честь высокопоставленного чиновника британской администрации сэра Мортимера Дюранда, который в 1893 году подписал договор с тогдашним афганским эмиром Абдуррахманом-ханом о разделении британских владений в Индии и территорий, подконтрольных Кабулу. Сами афганцы воспринимали ее как линию, на которой остановились британские колониальные части, не более того.
После ухода англичан из Индии Афганистан вообще заявил, что не признает «линии Дюранда» государственной границей. Эта линия разделила по живому многие влиятельные пуштунские племена, которые вообще не понимают, почему из-за каких-то непонятных им договоров они оказались разделенными между двумя странами. И Кабулу, и Исламабаду приходится лавировать между племенными вождями, стараться не обижать их, при этом обеспечивая режим государственной границы.
Это объясняет нерешительность двух стран в наведении порядка на пограничных территориях. Становится понятной и позиция афганских властей, которые боятся, что строительство пограничных ограждений, введение новых систем контроля и биометрических паспортов окончательно сделает «линию Дюранда» государственной границей. А этого президент Карзай, которого и так многие в его стране обвиняют в продаже национальных интересов, допустить не может. Решить эту проблему племен, очевидно, будет куда сложнее, чем поймать Усаму Бен Ладена, с чьей бы стороны границы он ни находился.