|
|
N°218, 27 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Старт в гонке амбиций»
О политических перспективах Афганистана корреспондент газеты «Время новостей» Павел АПТЕКАРЬ беседует с известным востоковедом, членом научного совета Московского центра Карнеги Алексеем МАЛАШЕНКО.
-- Каковы шансы на успех открывающейся в Германии мирной конференции по Афганистану?
-- Эта лишь самый первый шаг на пути консолидации афганского общества. Старт в гонке амбиций, претензий. Если жажда власти у афганских политиков возобладает, то грядущую коалицию ждет неизмеримое количество трудностей. И, кроме того, сегодня как никогда важна координация внешних сил, заинтересованных в стабильности в Афганистане. Главным действующим лицам нельзя выбирать себе любимчиков.
-- Каков ваш прогноз развития событий?
-- Делать прогнозы крайне сложно. Мы имеем дело не с долго назревавшим кризисом, дальнейшее развитие которого можно предсказать со значительной долей вероятности, а с крупным политическим инцидентом. Если хотите, неожиданно разбилась чашка, удастся ее склеить или придется выбросить -- неизвестно. Очень многое зависит от мудрости афганских политиков, от того, смогут ли великие державы, строго контролируя действия Кабула, проявить при этом чувство такта.
-- Почему талибы так быстро сдали большую часть территории? Это следствие военной слабости или заранее разработанный план?
-- В военном руководстве «Талибана» немало здравомыслящих деятелей, они прекрасно понимают, что в открытом бою понесут тяжелейшие потери. Поэтому значительная часть талибов ушла в горы, где будет дожидаться ошибок со стороны руководства Северного альянса и серьезных противоречий между ними. Голод, отсутствие элементарного правопорядка вызовут недовольство населения, и тогда талибы сразу дадут о себе знать активными действиями. Партизанская война неизбежна. Главная проблема будущего Афганистана в том, что экономика разрушена и вне зависимости от правящего режима долго будет зависеть от наркотрафика. Для постепенного прекращения выращивания наркосодержащих культур необходимы огромные вливания в экономику при строгом контроле за расходованием средств. А кто рискнет вложить эти деньги? Сейчас много разговоров, что страну может поднять газопровод из Туркмении в Пакистан и дальше на восток, но это очень спорный вопрос.
-- Возможно ли возвращение короля и консолидация страны на основе возрождения монархии?
-- Эту идею надо было реализовать лет десять назад. Судя по поведению Раббани, который, похоже, полон честолюбия, и других лидеров антиталибской коалиции, я пока не вижу места для королевской семьи. Впрочем, нельзя исключать, что настойчивое и одновременно гибкое давление западных государств -- политическое, дипломатическое, финансовое -- может привести к возвращению короля.
-- Насколько вероятна дестабилизация внутренней ситуации в Пакистане?
-- Это скорее тема для политических спекуляций, а не для серьезных прогнозов. Возможность перехода в Пакистан крупных сил «Талибана» и присоединения к ним местных пуштунов мала. Пакистанские власти твердо удерживают управление. Никто из великих держав тоже не заинтересован в распаде этой страны, располагающей ядерным оружием и с населением 154 миллиона человек.
-- Какова роль России в афганском конфликте?
-- Я не раз критиковал внешнюю и внутреннюю политику президента Путина, однако в данной ситуации он блестяще воспользовался ситуацией, проявил себя государственным деятелем. Выяснилось, что наша внешняя политика может быть одновременно прагматичной и гибкой. Россия поддержала США в борьбе с терроризмом, подчеркнув при этом свои особые связи с исламскими странами, сумела изменить отношение Запада к нашим действиям в Чечне. Влиять на развитие ситуации Россия может (и уже влияет) поставками оружия и снаряжения северянам через Таджикистан. Других рычагов у нас пока нет. Раббани же не очень желает с нами дружить. Возможности афганской диаспоры в России преувеличены: этих людей в свое время изгнал Раббани и его соратники, они не рвутся на родину, понимая, что их там никто особенно не ждет.
Беседовал Павел АПТЕКАРЬ