Время новостей
     N°3, 12 января 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.01.2007
Дрова дровами
Новый Лесной кодекс пока непригоден к употреблению
С 1 января 2007 года формально вступил в силу новый Лесной кодекс. Но фактически он не действует. Для полноценной организации процесса управления лесным хозяйством на новых правовых основаниях необходимо принять еще около 60 постановлений правительства и федеральных законов.

Как это часто встречается в российской практике, вступившему в силу лишь теоретически закону требуется не один десяток дополнительных законов и подзаконных актов. Инвесторы и региональные власти ждут дальнейших пояснений, в том числе и установленного порядка передачи леса в аренду. Право частной собственности на лес так и не введено. Граждане, правда, по-прежнему могут пользоваться лесными ресурсами для своих личных нужд.

Прежний Лесной кодекс, действовавший с 1997 года, с его нечетко прописанными условиями лесопользования, устаревшим принципом деления на категории и сложным порядком доступа к лесным ресурсам, породившим масштабную коррупцию, требовал радикального обновления. Кодекс значительно устарел также по сравнению с развивающимся земельным правом и законодательством в области учета объектов недвижимого имущества.

Теоретически задача обновления кодекса заключалась в минимизации участия государства как собственника лесов в сфере ведения лесного хозяйства, снятии с государства обязанностей по лесовосстановлению, охране и защите лесов. В частности, в рамках проводимой административной реформы предполагалось устранить бюрократические преграды на пути доступа к лесным ресурсам. Следующей задачей являлось сведение к минимуму административного вмешательства в процессы лесопользования. И наконец, предполагалось создать условия для свободного оборота участков леса, переданных в аренду.

В итоговом варианте Лесного кодекса, который и вступил в силу в 2007 году, разработчики отказались от идеи частной собственности на участки лесного фонда. По словам юриста юридической фирмы «Магистр и партнеры» Андрея Вострокнутова, логика этого решения в том, что основная ценность участков лесного фонда заключается в возможности добычи лесных ресурсов. Срок восстановления таких ресурсов составляет, как правило, 100--150 лет, что делает приобретение в собственность участков лесного фонда экономически нецелесообразным.

Подразумевается, что использование лесов в коммерческих целях впредь будет осуществляться преимущественно на основе договоров аренды. Арендаторы вправе сдавать участок лесного фонда в субаренду, передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам, отдавать арендные права в залог, вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал организаций.

Новая статья кодекса «Создание и эксплуатация лесных плантаций» позволяет создавать целевые хозяйства по выращиванию древесных пород для переработки на крупных лесоперерабатывающих комбинатах. Срок аренды, допускаемый кодексом, может варьироваться от 10 до 49 лет. Для добросовестных арендаторов, проработавших на участке не менее десяти лет, установлено право пролонгации договора без аукциона. Правда, в кодексе есть положение о передаче лесных участков без проведения аукциона инвесторам, чьи проекты признаны приоритетными. Кто и как будет определять эту приоритетность, пока не установлено.

По новому кодексу все лесные участки в составе земель лесного фонда находятся исключительно в федеральной собственности. Приведен практически исчерпывающий перечень случаев ограничения пребывания граждан в лесах. Собственникам лесных участков принадлежат на правах собственности расположенные на участке растения. Однако частные лица имеют право заготавливать древесину для отопления, для ремонта жилфонда и жилищного строительства и иных собственных нужд.

Договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должны заключаться по результатам аукционов по продаже права на заключение таких договоров. Правда, никаких нормативных актов, регламентирующих проведение таких аукционов, пока также не принято.

Кроме того, возникли и бюджетно-финансовые вопросы, связанные с нехваткой средств для передачи полномочий по управлению лесхозами регионам, которые по закону должны взять лесные хозяйства на свой баланс в течение года. По данным Совета Федерации, регионам на это не хватает порядка 10 млрд руб. Более того, пока непонятно, на каких правовых основаниях регионы будут управлять лесным фондом. Ведь в региональную собственность леса решили не отдавать.

Ирина СКЛЯРОВА