С приближением парламентских выборов в Сербии (21 января) политическая борьба там накаляется. Последние сообщения оттуда говорят о том, что лидерство в предвыборной гонке сохраняет Сербская радикальная партия (СРП), которую многие считают ультранационалистической. На сегодня она может рассчитывать на 30--35% голосов, правда, для формирования правительства этого недостаточно. Заместитель председателя партии Томислав НИКОЛИЧ (ее председатель Воислав Шешель с февраля 2003 года находится в камере предварительного заключения Гаагского трибунала) рассказал «Времени новостей» о своем видении будущего Сербии.-- Будучи в оппозиции, мы имеем очень мало возможностей для представления своей программы. Находящаяся ныне у власти так называемая «Демократическая оппозиция Сербии» (ДОС) держит в своих руках все средства массовой информации. Такого не было даже во времена Слободана Милошевича. Другим ограничивающим фактором является финансовая проблема. Мы вынуждены тщательно экономить финансы, а наши оппоненты из Демократической партии Сербии, Демократической партии, «G17-плюс», «Сербского движения обновления», Либерально-демократической партии располагают огромными средствами. Партии ведут предвыборную кампанию за счет бюджета Сербии, Белграда, автономного края Воеводина, городских бюджетов...
-- Балканам присуще политическое многоцветье. Даже в правящем лагере Сербии присутствуют две демократические партии...-- Сербия медленно, но продвигается к тому демократическому идеалу, когда в государстве существуют две мощные политические силы, сменяющие друг друга у власти и контролирующие друг друга. А менее крупные партии поддерживают баланс, когда сила, находящаяся у власти, формирует коалиционное правительство с партиями нацменьшинств, партией «зеленых».
-- Предвыборная кампания СРП проходит под лозунгом «У нас есть 50% голосов, необходимых для перемен. Но Сербии нужен еще и твой голос»...-- СРП должна одержать такую убедительную победу, чтобы ее были вынуждены признать даже те, кто признает лишь победу по формуле «50% плюс один голос». Мы очень близки к этому -- отсюда и паника, охватившая сейчас другие партии. Международная общественность пока занимает сдержанную позицию, что может обеспечить относительно справедливый характер выборов. Хотя сама кампания достаточно грязная -- не в плане личностей, а политически. Грязная потому, что все средства, которыми располагает государство, используются теми, кто находится у власти. Грязная потому, что когда президент республики или глава правительства в рамках своего мандата встречается с государственными деятелями других стран, он использует это в интересах предвыборной кампании. Помните, как Борис Тадич и Воислав Коштуница пожимали руку президенту России Путину? Это было в позапрошлом году и даже три года назад. Но сегодня эти кадры активно используются в предвыборных телесюжетах.
-- Какими вам видятся отношения Сербии с Евросоюзом?-- У нас нет проблем с ЕС. У нас есть проблемы с НАТО, куда мы никогда не вступим. Что касается ЕС, то мы просто не видим, чтобы у этой организации присутствовало ясное желание принять Сербию в свои ряды. Наше отношение к ЕС зависит
от подхода Брюсселя к проблеме Косово. Если там будут уважать принцип, что Косово останется в составе Сербии, тогда Евросоюз будет для нас полностью приемлемым партнером. Если же ЕС заявит, что только на Сербию не распространяются Устав ООН и правила ЕС, что от Сербии можно отделить кусок территории, а после этого перевернуть страницу, чтобы больше уже никто не мог отделиться, -- в таком случае ЕС не может быть нашим партнером. Не может быть нашим другом тот, кто отнимает наши территории. Даже в животном мире не называют друзьями тех, кто отнимает территории.
Другой вопрос. Почти все представители национальных меньшинств Сербии имеют сегодня паспорта родственных стран -- сербские венгры, болгары... Поэтому они могут свободно ездить по всей Европе. Только серб из Сербии не может поехать туда, куда он хочет. Почему ЕС делит граждан одного государства по национальному признаку? Является ли это демократическим идеалом? Мне кажется, что нет. Ведь если венгр, живущий в сербском городе Суботица, может поехать в ЕС как венгр по национальности, тогда и вся Суботица захочет вступить в ЕС. А если этого не может дать ей Сербия, пусть это даст Венгрия. Подобная ситуация порождает долговременные конфликты.
Еще один вопрос наших отношений с ЕС связан с хозяйственным статусом Сербии -- являемся ли мы рынком или производителем. Сейчас мы только потребители, только рынок. Если Евросоюз хочет помочь нам наладить производство и обрести свои рынки в Единой Европе или в других районах, тогда мы обеими руками за вступление Сербии в ЕС. Если же мы только выполняем требования Брюсселя, живем обещаниями и становимся все беднее, тогда каким идеалом может быть для нас ЕС?
-- В связи с этим как вы относитесь к планам российских компаний, в том числе ЛУКОЙЛа и «Роснефти», принять участие в акционировании объектов сербской нефтегазовой индустрии, в частности государственной компании «Нефтяная индустрия Сербии» (НИС)?-- СРП во главу угла своей предвыборной кампании поставила решение социальных проблем. Этим целям должна служить и программа приватизации. Это создание условий для капиталовложений в целях оздоровления предприятий, их эффективной деятельности, создания новых рабочих мест, поощрения рыночной конкуренции. Что касается крупнейших госпредприятий Сербии, то к их приватизации надо подходить выборочно, учитывая специфику отрасли. Если приватизация приведет к росту конкуренции, снижению цен и повышению качества услуг, как в случае с авиакомпанией JAT, тогда следует идти на полную приватизацию. Приватизация НИС допустима до уровня 49%, в том числе с участием иностранных инвесторов. А вот приватизацию энергетической компании EPS вообще не следует проводить. Ведь энергетика -- важнейший стратегический сектор экономики. Вообще новая концепция хозяйственного развития Сербии должна базироваться на государственной стратегии, которая вместе с частным бизнесом создает условия для экономического роста, как это происходит в настоящее время в России.
-- Как вы оцениваете позицию России по косовскому урегулированию?-- Я процитирую политическое завещание председателя нашей партии
доктора Воислава Шешеля, написанное им в застенках Гаагского трибунала. Он призвал нас быть последовательными и твердыми в русофильстве и выступать за как можно более тесную интеграцию Сербии с Россией и другими славянскими и православными странами. Это положение является для нас руководящим в выстраивании системы внешнеполитических приоритетов.