Единая энергостратегия Евросоюза предполагает резкий рост импорта энергоносителей из третьих стран
Проект долгожданной единой энергетической стратегии Евросоюза, который вчера опубликовала Еврокомиссия, оказался не столь «страшным» и радикальным, как намекали чиновники. Хотя официальный Брюссель уже назвал этот документ «самым важным и амбициозным из когда-либо презентованных», в нем больше риторики, нежели готовности реально действовать. «Цель Еврокомиссии состоит в том, чтобы защитить Европу от вызовов глобализации, -- пафосно заявил председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу на пресс-конференции. -- Это (вызов глобализации. --
Ред.) требует необходимости общего европейского ответа в борьбе с климатическими изменениями, достижения большей степени энергобезопасности, обеспечения достаточных поставок энергоносителей и приемлемых цен на них для потребителей и бизнеса». Не преминул он отметить те вызовы, с которыми связана Россия. «Недавнее масштабное отключение электроэнергии (в странах ЕС. --
Ред.) и настоящий
спор между Россией и ее соседями показал миллионам наших граждан реальное значение нашей собственной энергетической независимости, -- полагает г-н Баррозу. -- Нам нужна новая политика, которая сделает поставки энергоносителей в ЕС более безопасными». По словам главы Еврокомиссии, «угольное прошлое осталось позади, пришло время выбрать будущее, которое в незначительной степени будет связано с углеводородами».
Впрочем, пока эти идеи далеки от реальности. К 2030 году зависимость европейцев от импорта энергоносителей вырастет значительно -- с 50 до 65%. Причем третьи страны обеспечат потребность в газе на 84% (сейчас 55%), а в нефти -- на 93%. И эту тенденцию никакими мерами по инвестированию в развитие возобновляемых источников (к 2010 году их производство планируется удвоить), похоже, не переломить. Даже несмотря на то, что еврокомиссар по вопросам энергетики Андрис Пиебалгс заявил вчера, что "лучше вложить в энергетику 1 евро сегодня, чем 2 евро в следующем поколении". Поэтому функционеры ЕС вновь призвали страны -- участницы союза отвечать на энергетический вызов единым фронтом, а не поодиночке. Брюссель пытается получить мандат от национальных правительств на полную либерализацию рынков газа и электричества (в том числе на создание панъевропейского рынка) и проведение более агрессивной антимонопольной политики на нем.
На этом пути пока есть непреодолимые трудности. Во-первых, дефицит инвестиций в развитие инфраструктуры, необходимой для свободного движения энергоресурсов (газа и электричества) между участниками ЕС. Во-вторых, лобби европейских энергетических мэйджоров, которые, несмотря на все антитрестовые прокламации чиновников, продолжают благополучно объединяться в еще более крупные концерны (например, слияние французской госмонополии Gaz de France с частной Suez или покупка всего несколько лет назад образовавшимся немецким энергогигантом E.ON Ruhrgas испанской Endesa).
Россия, которая остается крупнейшим поставщиком газа в Европу, в докладе практически не упоминается. Однако есть несколько прямых указаний на резко негативное отношение авторов документа к развитию партнерства с Москвой. Так, в числе приоритетных инфраструктурных проектов, которые Брюссель планирует поддерживать, названо
строительство газопровода с Каспия в Центральную Европу (через Азербайджан и Турцию). Прямая труба по дну Балтики из России в Германию --
«Северный поток» -- в этом списке отсутствует. Но отмечается, что «участие некоторых стран, не входящих в Евросоюз, в газотранспортных проектах осложняет сотрудничество и координацию этих проектов».
Еврокомиссар по вопросам конкуренции Неели Круз продемонстрировала сдержанный оптимизм относительно будущего свободного рынка газа и электричества. «Этот доклад будет некомфортно читать многим энергетическим компаниям», -- полагает она. Хотя бы потому, что чиновники назвали главной угрозой для потребителей сговор энергетических компаний. Но всерьез бороться с крупными корпорациями, которые давно уже являются региональными монополистами и укрепляют свои позиции в этом направлении, в Брюсселе пока не готовы. Добиться поддержки своей идеи -- делить наиболее угрожающие развитию конкуренции компании -- г-жа Круз не смогла. Положение о том, что крупные дистрибьюторы должны расстаться со своими инфраструктурными активами (электрическими и газовыми сетями), в тексте стратегии так и не появилось.
Теперь энергетическая стратегия ЕС будет представлена на рассмотрение министров энергетики стран -- членов союза в феврале. А в марте ее обсудят главы государств и правительств.