Калининградская область под занавес 2006 года презентовала саму себя в Совете Федерации.
К представлению своих возможностей в палате регионов Калининград готовился давно, презентация переносилась несколько раз. В итоге ее решили «привязать» к стратегии и программе социально-экономического развития области. Эти основополагающие для дальнейшей жизни документы региональными властями были доделаны лишь в самом конце минувшего года. Разработчиками выступили Академия народного хозяйства при правительстве РФ, Институт экономики города и центр стратегических разработок «Северо-Запад». За труды из областного бюджета они получили 6 млн рублей.
Команда губернатора Георгия Бооса в вопросах написания стратегии развития Калининградской области не пионер. Еще при губернаторе Владимире Егорове в 2003 году был разработан аналогичный документ с семилетним горизонтом планирования. В этот же раз все серьезнее -- правительство заглянуло в будущее региона сразу на 25 лет. Такой срок взят не с потолка -- именно до 2031 года будет действовать
закон об особой экономической зоне в Калининградской области. Потом региону придется этот экономический «костыль» отбросить. До тех пор вкупе с федеральной, областными целевыми и миграционной программами именно
закон об ОЭЗ (спасибо ныне покойному экс-губернатору Юрию Маточкину, заложившему этот «фундамент») и будет стержнем развития региона.
Деньги вместо особого статусаНынешний кабинет министров забросил в дальний ящик любимую игрушку прежнего руководства области -- стремление придать региону особый статус на федеральном уровне (в свое время вели речь даже о «заграничной территории»). Так, в стратегии г-на Егорова указывалось, что развитие области должно базироваться на основных принципах и направлениях федеральной политики по отношению к эксклаву. Теперь этого пункта нет (как не появились и сами принципы). Тем самым Москве дали понять, что у области притязания на «эксклюзивность» отсутствуют, пусть Кремль не переживает.
Идея придания особого статуса заменена нехитрым принципом вложения в регион солидных сумм из федерального бюджета. Предполагается, что до 2016 года из госказны в развитие Калининградской области будет вложено около 200 млрд руб. То есть по 20 млрд в год. Такая сумма выглядит фантастической, если заглянуть в бюджет региона на следующий год -- там указано, что федеральный центр выделит области 4,3 млрд руб. Приплюсуем еще 1,8 млрд на инфраструктурное развитие особой туристско-рекреационной зоны «Куршская коса». Все равно двадцати не набирается...
Догнать Литву и ПольшуВпрочем, не стоит забивать себе голову этими подсчетами. Презентация каких угодно стратегических документов на базе Совета Федерации, как правило, не имеет реальных последствий -- это лишь привлечение внимания. Более серьезно обсуждение стратегии и программы в правительстве РФ. Калининградской области предстоит держать этот экзамен в январе 2007 года. Правда, если федеральный кабинет министров все одобрит, это еще не означает, что наработки калининградских стратегов и приглашенных со стороны «дежурных» экспертов тут же будут приняты на вооружение. Разного рода концепций от регионов в правительство поступает десятки (не все, правда, с 25-летним горизонтом планирования). И финансируются они, понятное дело, отнюдь не в полном объеме. Так что если в реальности после многочисленных обсуждений, анализов, разработок область получит федеральную целевую программу с четким списком инфраструктурных объектов и с бюджетом хотя бы в 50 млрд руб. до 2016 года -- это будет отлично.
Возможно, тогда и сбудутся некоторые из планов правительственных стратегов. Например, просчитано, что к 2016 году средний калининградец ежемесячно будет зарабатывать почти 28 тыс. руб. Цифра, конечно, приятная. Но это, так сказать, одна сторона медали. Хотелось бы у правительственных «нострадамусов» узнать и о другой -- а сколько через десять лет будет стоить, например, проезд в автобусе? Если 10 руб., как сегодня, то такой зарплате, конечно, можно только порадоваться. Но что, если 100?
Реальные экономические процессы, как известно, могут сильно отличаться от плановых показателей. Так что детально планировать будущее области сразу на десять и даже на двадцать пять лет, принимая при этом за точку отсчета нынешнее положение дел, по меньшей мере странно.
Тем не менее губернатор Георгий Боос, выступая на заседании Совета Федерации, вновь озвучил свой давний лозунг: «Калининградская область по уровню благосостояния жителей должна выйти на аналогичный показатель в соседних государствах -- в Литве и Польше». Правда, глава региона при этом не уточнил -- то ли соседи в своем развитии сделают «перекур» и калининградцев подождут, то ли жителям российского эксклава придется брать ноги в руки и бежать, бежать, бежать...
Наглая идеяКалининградское правительство в развитии региона предлагает сделать упор на два направления. Первое -- европейский аутсорсинг. Его суть в том, что область максимально открывается для западных инвесторов, которые размещают на ее территории свои производства. Тем самым регион встраивается в европейские технологические цепочки. Так пытались сделать и десять лет назад, на эту приманку тогда клюнули только автомобилестроительные корпорации BMW и General Motors, поставившие в области свои заводы. Второе -- макрорегиональное лидерство. Здесь предполагается занять первые позиции во всем Балтийском регионе (часть северо-запада России, Литва, Польша, Скандинавия, Германия). В правительстве не скрывают, что эта идея -- «наглая». Точки роста в этом случае -- судостроение, энергетика, АПК, транспорт, туризм.
У двух направлений общие и существенные минусы -- инфраструктура, которой, по сути, нет, а также практически полное отсутствие грамотных и недорогих трудовых ресурсов.
Какой западный инвестор построит свой завод, если до сих пор неизвестно, сколько газа получит Калининградская область? Аналогичная ситуация и с электроэнергией. В правительстве заверяют, что второй и третий энергоблоки ТЭЦ-2 будут построены. Но в таком случае именно они и «съедят» львиную долю поставляемого в регион голубого топлива. А если белорусский «батька» Лукашенко вновь закапризничает и перекроет транзитный вентиль? Поэтому в качестве подстраховочного варианта в правительственных стратегических документах фигурирует Северо-Западная атомная электростанция, строительство которой в Калининградской области может начаться в 2011 году. Но если проблему энергоносителей удастся решить, проблема трудовых ресурсов все равно никуда не исчезнет. Материальные запросы у калининградских специалистов вполне на уровне соседних государств. А дорогие рабочие для бизнеса невыгодны. Инвестор лучше построит завод в Литве или Польше, где цены такие же, зато гарантии и стандарты евросоюзовские.
Словом, таких базисных, инфраструктурных вопросов (а ведь есть еще и международный фактор, проблемы с транзитом, перспектива расширения шенгенской зоны на страны Балтии) множество. И ответы на них местные чиновники пока дать не могут. Потому что как ни пытаются они быть самостоятельными, очень многое зависит от Москвы.
Но радует уже то, что калининградские чиновники хотя бы задумались о выработке некоей долгосрочной генеральной линии, которой должны по идее придерживаться все последующие политэлиты. Если
г-н Боос вдруг решит янтарное побережье покинуть, его преемнику не придется мучиться в догадках, что же с этой областью делать? Впрочем, предшественники губернатора Бооса, принимая стратегию развития региона до 2010 года, рассчитывали на такую же преемственность курса.