|
|
N°218, 27 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Победа вкуса
Никто не ждал такого результата, в том числе и сама Андреянова, сказавшая на церемонии награждения, что просто «хотела устроить праздник» -- для себя и для зрителей. Ходили слухи, что на этот раз высший приз Ассоциации высокой моды «Золотой манекен» получит Андрей Шаров, так как среди тех немногих модельеров, кто регулярно показывает свои полномасштабные коллекции на Неделе, он один пока остался без награды. Однако показ Андреяновой был настолько ярче и свежее всех прочих, что экспертный совет просто не удержался и в обход дипломатических ритуалов, в немногочисленной и замкнутой среде российских модельеров особо соблюдаемых, отдал статуэтку не «по справедливости», а за заслуги.
Коллекция «Показательные выступления» очень выиграла от того, что демонстрировали ее не профессиональные манекенщицы, а гимнастки сборной России. Андреянова выпустила их босиком, вооружив в качестве аксессуаров привычными предметами -- мячами, обручами, лентами... Непривычно мелкие, юные и свежие девушки на подиуме смотрелись неожиданно шаловливо. Но дело даже не в хорошо рассчитанном шоу-эффекте. Сама коллекция оказалась высокого класса: если продолжить сравнения из области спорта, в ней, как в настоящих соревнованиях, обязательная программа (вариации на выбранную тему из области портняжного мастерства -- крой, силуэт, ткань) отлично дополнялась артистизмом исполнения. Главное же, что после всех этих элегантно спущенных штанов, обтрепанных бортов и обшлагов, сложно и богато скроенных деталей осталось ощущение единого стиля, логичного предложения, которое можно дополнять и развивать уже применительно к себе.
Проблемы наших модельеров, как показала Неделя, в «литературности» их мышления. Тот же Андрей Шаров представил коллекцию в стиле Америки 30--40-х, начинающий игрок на поле высокой моды Ирина Деркач -- фантазию на темы 20-х, а Игорь Чапурин обратился к Востоку. Ну и что бы вы себе вообразили, предложи вам быстро подумать на эти темы? Правильно, вестернизированная коллекция как раз была дополнена шляпами-котелками и пистолетом, который дамы передавали друг другу, театрально дуя в дуло, а ориентальная украсилась чалмами и массивными серебряными поясами. То есть, не умея найти образ, используют штамп, а внутри костюма играют фактурами ткани и прямо понимаемой сексуальностью. Другое дело, что публике в основном такое и нравится -- без облегающего силуэта, перьев, кружев, мехов и ажурных чулок что же за красота. Немедленно приходит на ум рассказ про то, как в послевоенной Латвии жены советских офицеров шокировали местных меломанов, появляясь в опере в трофейных пеньюарах -- они казались настоящей роскошью.
На этом фоне суховатая коллекция Татьяны Парфеновой смотрелась слишком скромно, хотя, на мой взгляд, придумана и выполнена весьма достойно. Свои размышления на тему эмансипации женского костюма модельер ограничила довольно жестко: цвет -- немаркий, ткань -- твердая, силуэт -- лаконичный. Зато обула модели в смешные туфельки -- сверху кеды, а каблук гвоздиком (не путать со шпилькой). Парфеновой явно интересна конструкция, структура (кстати будет вспомнить, что прежде портные костюм не шили, а «строили»). Ее темой являются не поверхностные ассоциации, но эволюция силуэта, синтаксис формы, что, собственно, и является содержанием искусства от кутюр.
Из других впечатлений хочется отметить предусмотрительность организаторов Недели, активно зазывающих новых модельеров и предоставивших возможность некоторым из них показать короткие коллекции-реплики. Расширение круга участников в сочетании со строгими критериями, возможно, позволит возбудить настоящий интерес к российской моде не только у звезд эстрады. Публики, надо отметить, на российских показах было довольно много, даже со второго яруса свешивались любопытствующие, хотя как можно разглядеть что-либо на подиуме, сидя так высоко, не очень понятно.
Что же касается соотнесенности нашей Недели с классическими образцами, то, насколько мне известно, образцы как раз последние десятилетия испытывают большие трудности; старые принципы мира Моды прогибаются под новым подходом к манере одеваться. Так что русский путь, с его театральностью и гибкими требованиями к качеству, вполне может оказаться востребованным.
Алена СОЛНЦЕВА