|
|
N°2, 11 января 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Москва отстояла Тверскую, 13
Столичные власти начинают оформление в собственность памятников истории
В один из последних дней 2006 года президент Владимир Путин поставил точку в затянувшемся споре о принадлежности исторических памятников федерального значения. В утвержденных им поправках в «отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий» упомянуты и объекты культурного наследия. «Сегодня в России создан правовой механизм, позволяющий каждому субъекту обратиться в правительство о закреплении за ним права собственности на памятники федерального значения, а затем, после выпуска соответственного распоряжения правительства и на основании этого распоряжения, зарегистрировать это право. Теперь оснований для личностных оценок не существует» -- так прокомментировал вчера документ руководитель комплекса экономической политики и развития Москвы Юрий Росляк.
Высокопоставленный столичный чиновник не скрывал «глубокого удовлетворения»: ведь Москва -- один из самых заинтересованных в этом законе субъектов. Борьба столичных и федеральных властей за исторические здания, на которые можно не только любоваться, но и сдавать в аренду, длилась несколько лет и прошла разные фазы. Чтобы в пылу спора за собственность не потерять саму собственность, в 2003 году был даже введен мораторий на регистрацию прав собственности на спорные объекты до принятия федерального закона о разграничении прав между субъектами и федерацией.
Напомним, что чиновники Минэкономразвития упрекали столичные власти в стремлении поживиться на историческом наследии, мэр Юрий Лужков требовал от федеральных властей компенсации за десятки миллионов долларов, потраченных городом на реставрацию памятников. Заочные споры в октябре 2004 года вылились в громкий скандал на заседании правительства России. Глава МЭРТ Герман Греф обвинил Юрия Лужкова в «самозахвате» государственного имущества, заявив, что Москве не принадлежит даже здание на Тверской, где работает мэрия. Тогда г-н Лужков обратился в Конституционный суд, а в начале 2005 года спорщики побывали на ковре у президента. Однако Владимир Путин не стал вдаваться в подробности и лишь поручил им решить проблему за столом переговоров. Под давлением президента позиция МЭРТ стала мягче, о наметившемся прогрессе в переговорах свидетельствовала и достигнутая договоренность о передаче Москве усадьбы Царицыно в обмен на здание Музея Ленина. Видимо, для того чтобы продемонстрировать бескорыстное отношение к памятникам, столичные власти затеяли грандиозную реконструкцию усадьбы Царицыно. Только реконструкция Большого дворца, по словам г-на Росляка, стоит более 5 млрд рублей.
Как рассказал вчера Юрий Росляк, некоторое время назад перечень раздела спорных объектов был согласован, и оставалось только дождаться законодательного акта, который позволил бы начать процедуру регистрации прав собственности. 1 января закон вступил в силу. По словам г-на Росляка, из почти 1100 спорных объектов 544 остаются в федеральной собственности, а 519 отойдут городу. «В том числе и Тверская, 13», -- не преминул уточнить чиновник. Также Москва отстояла и Манеж. В целом же, по мнению первого заместителя мэра, «компромисс достигнут». «Мы же не претендовали, например, на здание музея Пушкина или на целый ряд других объектов национального назначения», -- уточнил г-н Росляк.
Поправки в закон «Об объектах культурного наследия» не предусматривают долгой процедуры оформления памятников в собственность. На все отведено полгода. До 1 июля 2007 года субъекты федерации или муниципальные образования, претендующие на владение историческими сооружениями, должны заявить в правительство о своем намерении. Но Москва намерена сделать это в ближайшие недели. «Согласованный перечень для внесения в правительство у нас готов, мы собираемся оформить наши предложения до конца января», -- заверил Юрий Росляк. При этом столичные власти не расстаются с надеждой на получение из федерального бюджета компенсаций за уже отреставрированные памятники, от которых город вынужден был отказаться. «В бюджете 2007 года такие компенсации не предусмотрены, но это не должно стать препятствием к тому, чтобы получить свидетельство о регистрации права собственности», -- заметил г-н Росляк.
Ирина БЕЛАШЕВА