Новый глава думской фракции предлагает сажать за фальсификацию итогов выборов на 15 лет
Геннадий Семигин, едва вступив
в права руководителя думской фракции «Родина» («Народная Воля» -- СЕПР -- «Патриоты России»), выступил с предложением законодательно усилить уголовную ответственность за фальсификацию результатов выборов всех уровней, включая президентские. По его мнению, подобные преступления должны наказываться лишением свободы на срок от 10 до 15 лет (столько и даже меньше в России часто получают убийцы) с конфискацией имущества. Г-н Семигин обещал внести законопроект на рассмотрение Госдумы 10 января, однако пока документ все еще находится на экспертизе в Верховном суде.
Г-н Семигин сетует, что в России перед каждыми выборами многие политические партии пытаются принять меморандум о честных выборах. Такие соглашения охотно подписываются, но тем не менее после каждых выборов звучат разоблачения, появляются официальные жалобы и уголовные дела. Правда, до сих пор в новейшей истории России случаев, когда истцам удалось бы уличить власти в фальсификации итогов выборов, не было.
Сейчас, согласно статьям 141 и 142 Уголовного кодекса России, за фальсификацию результатов выборов предусматривается наказание в виде штрафа размером от 100 тыс. до 300 тыс. руб. либо лишение свободы на срок до четырех лет -- в зависимости от степени тяжести искажения итогов голосования. По мнению г-на Семигина, этих мер недостаточно. «Мы расцениваем эти преступления как особые, государственные преступления», -- утверждает лидер «Патриотов России». Он также подчеркивает важность конфискации имущества, потому что, «как в случае с терроризмом, на фальсификацию итогов выборов чаще идут за деньги».
Председатель профильного комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, депутат фракции «Единая Россия» Павел Крашенинников заявил «Времени новостей», что считает подобные меры чрезмерными. «Безусловно, наказывать за фальсификацию результатов выборов нужно. Штрафами и даже лишением свободы, если преступления совершаются в особо крупных размерах, -- сказал г-н Крашенинников. -- Но четырех лет вполне достаточно. Я считаю, что предложение увеличить срок лишения свободы до пятнадцати лет не выдерживает никакой критики. Думаю, что такого ни в одной стране мира нет».
В Центральной избирательной комиссии комментировать инициативу г-на Семигина до официального внесения законопроекта в Госдуму отказались. Зато в ноябре 2006 года председатель ЦИК
Александр Вешняков предлагал ввести уголовную ответственность за призывы к бойкоту выборов. Опыт наказания за неявку на выборы в мировой практике есть: административная или уголовная ответственность за неявку на выборы существует в Австрии, Бельгии, Люксембурге, Италии, Пакистане, Турции, Египте, Нидерландах, ее практикуют некоторые государства Латинской Америки. В Австралии за неявку на выборы начисляется штраф, около тринадцати долларов США. В Австрии лицо, уклонившееся от участия в выборах, подвергается штрафу в размере одной тысячи шиллингов. А в Пакистане тех, кто не голосует, наказывают каторжными работами до пяти лет и штрафом в размере пяти тысяч рупий. Впрочем, этот опыт России в ближайшее время явно не пригодится -- недавно российские парламентарии приняли, а президент подписал закон, отменяющий минимальный порог явки на выборы. А вот за фальсификацию итогов голосования в демократических странах уголовно не наказывают -- там просто никому не может прийти в голову возможность такого преступления.
Пока Геннадий Семигин полон оптимизма относительно своей инициативы. Он призвал все политические партии поддержать позицию «Патриотов России»: «Мы поставим этот вопрос перед Государственной думой, и тогда станет абсолютно ясно, как каждый депутат или фракция относятся к тому, что фактически на сегодняшний день фальсификация выборов стала повсеместным явлением на всей территории России». Едва ли коллеги, особенно из "Единой России", имеющей большинство в нынешней Думе, последуют призыву г-на Семигина. Ведь в реальности сфальсифицировать итоги тех же федеральных выборных кампаний Думы и президента никто кроме контролируемых властью избирательных комиссий не может чисто технически. А против себя власть явно не пойдет.