Худшие прогнозы развития газового диалога Москвы и Минска не оправдались. За две минуты до наступления нового, 2007 года представители «Газпрома» и «Белтрансгаза» в присутствии премьера Сергея Сидорского подписали контракты на поставку российского газа в Белоруссию и транзит в Европу по территории республики, а также договор купли-продажи 50% акций белорусского газотранспортного предприятия. Оформленный под бой кремлевских курантов пакет документов в целом соответствует последним предложениям «Газпрома», которые были озвучены за пять дней до дедлайна. И позволил сторонам избежать прошлогоднего украинского сценария с прекращением поставок, несанкционированным отбором из транзитного потока в Европу и полным (хоть и кратковременным) прекращением экспорта российского газа через Украину.
Минск, судя по всему, не решился проверить «Газпром» на прочность и не подписать контракта на предложенных условиях. Ведь в этом случае российский экспортер прекратил бы поставки газа в 10 утра 1 января. А без российского газа даже в течение непродолжительного времени страна бы просто вымерзла. «Когда 31 декабря ближе к полуночи мы все еще не могли договориться, я сказал Миллеру (Алексей Миллер -- глава «Газпрома»): «От нас зависит не только, создадим мы газотранспортное СП или нет, не только, по какой цене мы будем покупать газ. Стоит вопрос об отношениях между государствами, о Союзе, ведь от любви до ненависти один шаг. Неужели мы в 2007 году вернемся к 41--44-м годам, когда наш народ испытывал такие страдания? Я не могу представить, что наши дети, внуки будут замерзать», -- рассказывал позже журналистам Сергей Сидорский.
В итоге стороны договорились, что в 2007 году «Белтрансгаз» купит у «Газпрома» около 21 млрд кубометров газа по 100 долл. за тысячу кубометров. То есть вдвое дороже, чем в минувшем году (46,68 долл.). Предприятие также протранспортирует до 17 млрд кубометров газа в Польшу, Литву, на Украину и в Калининградскую область по своим сетям по ставке 1,45 долл. за тысячу кубометров на 100 км (в два раза выше прошлогодней). Вместе с тем плата «Газпрома» за обслуживание белорусского участка газопровода Ямал--Европа с пропускной способностью 33 млрд кубометров в год, которым владеет российский концерн, уменьшится с 46 до 43 центов за тысячу кубометров на 100 км. С 2008 года цена газа будет определяться по формуле, привязанной к стоимости нефтепродуктов на европейских рынках за вычетом транспортных расходов и не взимаемых при экспорте в Белоруссию пошлин. Однако до 2011 года к конечной цене будут применяться дисконты: в первый год действия -- 33%, во второй -- 20% и, наконец, 10% в 2010 году.
За четыре ближайших года, пока Минск будет переходить на европейские газовые цены, «Газпром» выкупит 50% «Белтрансгаза» за 2,5 млрд долл. Ежегодно российский концерн будет перечислять 625 млн долл. и получать по 12,5% акций предприятия. Впрочем, контроль за газотранспортной системой останется в руках белорусского правительства, которое имеет в нем «золотую акцию».
Вчера Владимир Путин, обсуждая с членами правительства ситуацию на минском направлении, посчитал, что потери российской экономики от этих газовых соглашений с Белоруссией в наступившем году составят 3,3 млрд долл., из которых госбюджет потеряет 1,3 млрд, а «Газпром» -- 2 млрд долл. «Это является платой России за переход к рыночным отношениям и прямой поддержкой белорусских коллег», -- отметил президент России.
По его словам, Польша покупает у России газ в 2007 году по 270 долл. за тысячу кубометров. «Это значит, что для Белоруссии цена в этом году была бы где-то 260 долл. Россия согласилась с тем, что будет продавать газ Белоруссии по 100 долл. за тысячу кубометров. При этом Россия не взимает экспортную пошлину при экспорте газа в Белоруссию», -- сообщил г-н Путин. Кроме того, глава государства напомнил, что, покупая 50% акций «Белтрансгаза», российская сторона согласилась с самой высокой оценкой этого предприятия -- в 5 млрд долл., но стала всего лишь миноритарным акционером. «По сути, это еще одна мера поддержки белорусских коллег», -- подытожил президент.
Несколькими днями ранее его белорусский коллега
Александр Лукашенко также жаловался на невыгодность соглашения. «Такая цена нас не устраивает. И такой бизнес в мире не существует, -- сказал он. -- Мы долго спорили с Россией, и я дал указание нашему премьер-министру подписать невыгодное для нас соглашение по газу».
Как рассказали «Времени новостей» источники, знакомые с ходом переговоров, решающий раунд стартовал утром 31 декабря, когда в газпромовский офис приехала делегация во главе с белорусским вице-премьером по ТЭК Владимиром Семашко. Последние три часа шла подготовка документов к подписанию и выверялись все юридические детали. Однако уверенности в том, что пакет будет завизирован до конца 2006 года, ни у кого не было до самой последней минуты. Все ждали г-на Сидорского, который должен был привезти санкцию от президента Белоруссии. Премьер приехал полдвенадцатого ночи, после чего началась процедура подписания. За весь день переговорщикам из Минска удалось выторговать 5-долларовую скидку на 2007 год (ранее «Газпром» собирался продавать газ по 105 долл.), что снижает нагрузку на «Белтрансгаз» примерно на 100 млн долл.
Общее соглашение подписывали гг. Семашко и Миллер, а контракты на поставку и транзит -- гендиректор «Белтрансгаза» Дмитрий Казаков и зампред правления «Газпрома» Валерий Голубев. Затем делегации проследовали в кабинет г-на Миллера, где их уже поджидали бокалы с шампанским и Владимир Путин, заканчивавший новогоднее телеобращение к россиянам. Прослушав родной для всех собравшихся гимн и выпив по бокалу за Новый год, Миллер и Сидорский отправились на пресс-конференцию.
«Условия подписанного договора -- самые льготные и выгодные на территории бывшего СССР, -- поведал глава «Газпрома». -- Темп роста цены (на газ для Белоруссии с 2008 года. --
Ред.) полностью соответствует темпу роста в России». В отличие от Миллера белорусский премьер выглядел на пресс-конференции заметно расстроенным и не скрывал, что договоренность далась ему тяжело. «В условиях сегодняшней экономики Белоруссии цена в 100 долл. является очень сложной и неподъемной, -- цитирует его Прайм-ТАСС. -- Правительству республики придется очень много работать над этим. Будет расти цена -- мы должны будем во всем себе отказывать». И совсем уж грустно добавил, что, если у Белоруссии не будет хватать средств, «мы будем просить у «Газпрома» отсрочки».
1 января г-ну
Сидорскому предстояли не менее тяжелые переговоры с российским премьером Михаилом Фрадковым о разделе пошлин на нефтепродукты, которые привели к прекращению экспорта российской нефти через территорию Белоруссии.