Время новостей
     N°1, 10 января 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.01.2007
Ушел по-английски
Основное производственное подразделение британской TVR Motors объявлено банкротом
Британский производитель спортивных автомобилей, легендарная TVR, похоже, вскоре уйдет в историю. Во всяком случае, в Британии. Как сообщает лондонская Times, за несколько дней до Нового года рабочим Blackpool Automotive (блэкпулское подразделение TVR Motors), владельцем которой два с половиной года назад стал россиянин Николай Смоленский, было объявлено о том, что предприятие признано банкротом и перешло под внешнее управление. Причем выяснилось, что всего за пару недель до объявления о банкротстве компании г-н Сомоленский продал ее и тихо исчез из Блэкпула.

Такое поведение бывшего владельца TVR раздосадовало служащих компании, оставшихся без работы, без зарплаты за декабрь и иных выплат перед Рождеством и Новым годом. В беседах с Times они весьма нелестно отзывались о г-не Смоленском, который, по их мнению, делал непоследовательные попытки спасти компанию.

В прошлом году страсти вокруг TVR вскипали дважды: в апреле ее руководство заверило, что сохранит производственную часть компании в пределах Британии, а в октябре оно объявило о намерении закрыть предприятие в Блэкпуле. В общем-то продажа Blackpool Automotive -- вполне логичный способ вывести компанию из затянувшегося кризиса.

Управляющий директор TVR Motors Дэвид Оксли подтвердил продажу подразделения, но отказался назвать покупателя и сумму сделки. Впрочем, до сих пор неизвестно и то, сколько заплатил в 2004 году г-н Смоленский прежнему владельцу компании Питеру Уиллеру. Именно при г-не Уиллере, который руководил TVR с 1981 года, она стала популярной и достигла расцвета, объем производства составлял тогда почти 50 автомобилей в неделю. Источники оценивали сумму сделки между Уиллером и Смоленским в 15 млн фунтов. Эксперты полагают, что за продажу фактически бездействующего производственного подразделения в Блэкпуле г-н Смоленский мог получить лишь символическую сумму, ведь он продавал, по сути, уже банкрота. Другую часть компании -- TVR Power, которая занимается поставкой деталей и запчастей, -- ранее выкупили ее управляющие. При этом непосредственно TVR Motors как юридическое лицо и, соответственно, бренд TVR пока остаются в собственности г-на Смоленского.

Г-н Оксли пообещал, что производство TVR будет продолжено, «но не в Блэкпуле». Правда, когда-то он же говорил, что TVR сможет обогнать одного из лидеров по выпуску спортивных автомобилей Aston Martin с ежегодным объемом продаж несколько тысяч машин. Британские эксперты полагают, что, продав производственную часть TVR непосредственно перед объявлением о ее банкротстве, г-н Смоленский стремился избежать проблем и расходов, связанных с закрытием завода в Блэкпуле. Но, как пишет Times, трюк г-на Смоленского может оказаться неудачным. Во-первых, власти могут оспорить сделку по продаже подразделения-банкрота, если новый его владелец не подтвердит возможность исполнить юридические и социальные обязательства; во-вторых, профсоюз транспортных рабочих может в судебном порядке привлечь г-на Смоленского к выплате в полном объеме компенсаций и отпускных рабочим, оставшимся в штате, когда Blackpool Automotive разорился. Общая сумма этих выплат оценивается примерно в 3 млн фунтов. Г-н Смоленский «может обнаружить, что избавиться от TVR гораздо труднее, чем он думал», пишет Times.

Анна ЛАНДЕР