|
|
N°217, 26 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Осторожно! Добрый Кулик
Человек-собака в своем репертуаре
Один из авторов «скандальной антропологии» художник-акционист Олег Кулик выставился в галерее Марата Гельмана. Инсталляция называется «Архитектурные излишества». Из табуреток с накатанными на сиденья фотографиями собраны два пазла. Один установлен вертикально, типа панно. Другой -- горизонтально, типа ковра. Кулик, как водится, свою собаку хвалит. Раскоряченный пес на панно похож на Гаргантюа, севшего верхом на городскую ратушу и обильно ее обмочившего. Фоном для него выбран типичный «шедевр» лужковской Москвы. Внизу -- пес-меланхолик. Размышляет на фоне сталинского ампира.
Пять лет назад любой проект Кулика вызвал бы глубокомысленные рассуждения о девальвации концептуальных основ жизни, о стратегии культурной невменяемости, о мире окаянной неприкаянности. Мире бездомных псов и безлюдных домов, где все всему лишнее. Но так говорить можно было именно пять лет назад. Тогда Кулик сидел голым в клетке, кусался и лаял. И выступал куда красноречивее, чем сейчас. Напоминал средневекового шута, провоцировавшего эксгибиционизмом сытых и бесчувственных. Юродствовал, но был искренним.
С тех пор много воды утекло. Романтическую фазу московский концептуализм давно миновал. Как обещает всем и всюду Виктор Мизиано, мы теперь на пороге рынка. Должны интегрироваться в мировой контекст. Истерические эмоции и непричесанные мысли нам не к лицу. «Хватит быть злой собакой, -- решил скандалист-акционист. -- Надо стать добрым Куликом». Юродство Кулик ламинировал и сделал из него смачный глянцевый постер. Придал шутовству товарный вид. Получилось качественно, красиво, но бессмысленно. Похоже на скабрезный сувенирный ширпотреб.
Возможно, для того чтобы стало качественно, красиво и осмысленно, Кулику стоит сменить свой собачий бренд.
Сергей ХАЧАТУРОВ