|
|
N°217, 26 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Свежее предложение
Константин Титов и Михаил Горбачев вооружились модными идеями
Российские социал-демократы объединились в минувшую субботу в единую Социал-демократическую партию России (СДПР). Ее лидером стал экс-президент СССР Михаил Горбачев, а председателем -- самарский губернатор Константин Титов.
Г-н Горбачев, обратившийся к делегатам с программной речью, полагает, что идеи социал-демократии «востребованы сегодня российским обществом как никогда». Наступило время, когда социал-демократом быть просто модно, подчеркнул г-н Горбачев: «Обратите внимание, что КПРФ и правые все больше берут на вооружение лозунги социал-демократов». В мире, по наблюдениям г-на Горбачева, сейчас наступил кризис идеологии -- «как правой, так и левой». Потому сейчас необходима идеология «третьего пути», «которая отрицала бы державный коммунизм и радикальный либерализм». Именно ее, по словам г-на Горбачева, и намерены предложить обществу социал-демократы.
СДПР будет поддерживать президента Владимира Путина и его реформы. Все, что делает президент, социал-демократам нравится. «Позиция, которую занимает президент, нам близка», -- сказал г-н Горбачев. «Нам с Путиным по пути», -- вторит ему г-н Титов. Что до президента, то он, как сообщил г-н Горбачев, «считает, что ниша нашей партии огромна».
Веру в завтрашний день лидера СДПР укрепляют социологические исследования, из которых, по его мнению, следует, что за социал-демократов «сейчас голосовали бы миллионы избирателей». «Еще до выборов в Госдуму мы имеем шансы добиться хороших результатов на выборах как местных, так и региональных уровней», -- заявил г-н Горбачев и добавил, что социал-демократы уже выдвинули своих кандидатов на выборы в Мосгордуму.
Эксперты, впрочем, оптимизма лидера СДПР не разделяют. По оценке члена научного совета Московского фонда Карнеги Андрея Рябова, «сейчас и в будущем социал-демократы могут рассчитывать на 1--2%». Дело, по его мнению, «в отсутствии электоральной ниши». «Нет социальной подпорки, пока нет массового типа наемного работника, социал-демократия у нас невозможна, -- говорит г-н Рябов. -- У СДПР есть будущее, но при условии, если произойдут структурные изменения в экономике -- появятся рабочие места, создадутся реальные профсоюзы, появится реальная экономика, новый тип социального работника».
Борис Макаренко (Центр политических технологий) полагает, что «в ближайшем будущем социал-демократия будет на периферии политического процесса». Он считает, что «пока существует КПРФ, никакой социал-демократии не будет -- либо сильная компартия, либо сильная социал-демократическая, иначе не бывает». Компартия же, по оценке г-на Макаренко, «будет сильна по меньшей мере на пару избирательных циклов». Кроме того, г-н Макаренко уверен, что социал-демократы страдают извечной болезнью левых -- «фракционностью, нетерпимостью к другим вождям и мнениям, что мешает им объединяться».
Действительно, костяк новой партии -- это горбачевская РОСДП и титовская РПСД, а также активисты других объединений социал-демократической направленности, в том числе социалистической партии, движения «Духовное наследие» и «Союза реалистов». Лидеры этих организаций -- Иван Рыбкин, Алексей Подберезкин и Нина Жукова -- в новую партию не вошли и намерены создать свою собственную социал-демократическую партию.
Мария НИКИФОРОВА