Переговоры «Газпрома» и правительства Белоруссии об условиях поставки в 2007 году голубого топлива вчера провалились. Президент союзной республики
Александр Лукашенко обвинил Россию в «поддавливании» и призвал соотечественников экономить энергоресурсы.
В Москве же с трудом скрывали негативные эмоции от неудачной встречи.
Зампред правления газового концерна Александр Медведев фактически напрямую назвал виновника срыва договоренностей. По мнению топ-менеджера «Газпрома», таковым является
глава белорусской делегации, вице-премьер Владимир Семашко, который якобы неадекватно информирует президента Белоруссии о российских предложениях. Все прекрасно знают, что газовые вопросы г-н Лукашенко не доверяет решать никому. Но «Газпрому» важно дать официальному Минску путь к отступлению -- убрать «плохого боярина», «нашептывающего хорошему царю», и принять условия России. То, что сделанное вчера белорусам предложение окончательное и дополнительным уступкам не подлежит, также было сказано прямым текстом.
При этом стороны пока стараются избегать ответов на вопросы о том, что будет с поставками газа в Европу, если Россия и Белоруссия не смогут прийти к согласию до 1 января.
«Нам очень тяжело даются переговоры по поставкам природного газа из России, очень
тяжело идут переговоры по поставкам нефти для переработки на наших заводах, -- признался вчера Александр Лукашенко. -- То там, то здесь
возникают вопросы по поставкам белорусских товаров в Россию. Накаты на Белоруссию очень серьезные. И чем больше мы будем иметь успехов в экономике, а мы их имеем, они видны и осязаемы, тем больше нас будут поддавливать, причем с разных сторон». Впрочем, и он склонен видеть виновных на стороне. «То там, то здесь возникают вопросы по поставкам белорусских товаров в Россию. Это происходит потому, что конкуренция усиливается, и не все российские товары могут конкурировать с белорусскими. А это не устраивает определенных лиц в России, а также в других организациях, -- цитирует г-на Лукашенко Интерфакс. -- Именно поэтому происходит все это давление в Евросоюзе и определенные нападки со стороны отдельных российских товаропроизводителей. Все дело в экономике, деньгах, а все остальное никого не интересует».
Белоруссию же наряду с газовыми ценами очень «интересует» вопрос об отсрочке введения экспортной пошлины на поставки нефти, которую ввела Россия. Источник Интерфакса сообщил вчера вечером, что делегация концерна «Белнефтехим» ведет в Москве переговоры с компаниями-поставщиками по январской цене на нефть с учетом включенной в нее экспортной пошлины. По данным собеседника агентства, средняя цена импорта нефти в Белоруссию с учетом экспортных пошлин в размере 180,7 долл. за тонну составит не менее 430 долл. за тонну против 270 долл. в 2006 году. Об отсрочке введения этих цен, сообщил источник Интерфакса, договориться не удалось.
Александр Медведев, который после переговоров вышел к журналистам заметно раздосадованным, тоже говорил о деньгах, точнее, о денежных уступках, на которые пошла российская сторона в газовых переговорах. Во-первых, по его словам,
«Газпром» согласился на весьма завышенную оценку «Белтрансгаза». «Исходя из реалистичного сценария деятельности «Белтрансгаза», его оценка не может быть больше 3,3 млрд долл., -- сообщил он. -- Мы же согласились на 5 млрд долл.». Одновременно значительно снизили базовую цену российского газа в следующем году для Белоруссии -- с ранее озвученных 200 долл. за тыс. кубометров (европейская цена за вычетом транспортных расходов) до 110 долл. (а потом и вовсе 105 долл.). При этом каждые 30 долл. Минск сможет оплатить активами -- акциями «Белтрансгаза»; таким образом, 50% акций предприятия, на которые претендует «Газпром», удастся «растянуть» на четыре года. Денежная часть оплаты с 75 долл. в 2007 году предлагается увеличивать темпами, принятыми правительством для российских промышленных потребителей. То есть в 2008 году она должна была вырасти на 25%, через год еще на 20%, на столько же в 2010-м. А в 2011 году, когда завершится передача 50% акций, перейти, как и России, на европейскую цену, которая выплачивается в полном объеме денежными средствами. Выгоду Белоруссии (и соответственно дисконт «Газпрома») только в 2007 году от реализации этой схемы представитель концерна оценил в 1,8 млрд долларов.
Однако это предложение было отвергнуто, как выразился г-н Медведев, без единого внятного аргумента.
«Они хотят уровень цен Смоленской области, -- негодовал он, -- но Белоруссия -- это не область, а суверенное государство, пусть и союзное нам». По его словам, союзные отношения Москвы и Минска полностью отражены в последних предложениях. «Не хотелось бы переходить на обостряющую лексику, но человек, который отказывается от таких (как сделал «Газпром». --
Ред.) предложений, либо ничего не соображает в экономике, либо сознательно добивается срыва переговоров, нанося колоссальный вред своей стране и своему народу». По мнению г-на Медведева, Александр Лукашенко просто не имеет адекватной информации о выгодности уступок российской стороны. «Надеемся, что он хотя бы через прессу узнает о них», -- подытожил зампред.
Говоря о возможности прекращения поставок в Белоруссию, г-н Медведев лишь отметил, что действующий контракт заканчивается 31 декабря и если не будет подписано нового, то у «Газпрома» просто не будет ни одного основания для того, чтобы продолжать поставки. При этом он подчеркнул, что транзит через Белоруссию в Польшу, Литву и Германию продолжится в полном объеме. На вопрос, продлен ли с «Белтрансгазом» контракт на транспортировку, г-н Медведев ответил «Времени новостей» уклончиво: «Он должен быть продлен автоматически, поскольку никаких оснований для пересмотра условий транзита нет». Хотя это, мягко говоря, не так. Для осуществления транспорта российского газа «Белтрансгаз» закупает некоторые объемы для своих нужд. Судьба этих объемов не ясна ни по количеству, ни по цене, а значит, и сам транзитный контракт находится в подвешенном состоянии.
В Белоруссии также не верят, что в Москве решатся пойти на прекращение поставок. «Я уверен, что такой ситуации однозначно не будет», -- заявил вчера помощник министра энергетики Белоруссии Андрей Жуков. А белорусские государственные СМИ и вовсе не считают переговоры о сотрудничестве с Россией по нефти и газу главной темой. К примеру, во вторник дневной выпуск новостей на телевидении открывался сообщением с заседания правительства, на котором премьер Сергей Сидорский пообещал новые экономические успехи в 2007 году. В частности, речь идет о прогнозе роста объемов промышленного производства на 11,8% и о заполнении «имеющихся ниш на внешнем рынке белорусскими товарами». В последнее время белорусские чиновники не раз заявляли, что не намерены пересматривать бюджет или прогнозы экономического роста в связи с возможным повышением цен на газ.
Спецпредставитель главы белорусского МИДа Сергей Гайдукевич считает: «Для нас главное -- сохранить суверенитет государства и остаться добрыми союзниками. Задача сложная, но выполнимая». Он надеется на компромиссное решение по газу, несмотря на заявления «Газпрома» о провале очередного раунда переговоров. «Переговоры идут, и я не слышал, чтобы российская сторона заявила об их завершении. Компромисс будет найден», -- сказал г-н Гайдукевич «Времени новостей». По его мнению, к «1 января стороны смогут выработать по меньшей мере промежуточное решение, после чего будет найдено и окончательное».