Российское правительство в течение наступающего года Свиньи аккурат к следующему году Крысы
намерено решить одну из главных проблем, отравляющих отношения народа и власти: отнять у министерств и ведомств возможность взимать не прописанные законодательно сборы с граждан за оформление всевозможных справок и документов. Об этом заявил вчера глава аппарата правительства Сергей Нарышкин, поводя итоги очередного заседания вверенной ему комиссии по административной реформе. Главный смысл реформы платных госуслуг, как, впрочем, и всей работы самой комиссии, -- победить или хотя бы уменьшить коррупцию в государственных органах.
"Ведется разработка нескольких проектов нормативных актов, чтобы федеральные органы исполнительной власти с 1 января 2008 года имели право оказывать государственные услуги и взимать за это плату только в соответствии с Налоговым кодексом, в виде пошлин", -- сообщил г-н Нарышкин. По словам чиновника, размер взимаемых пошлин за государственные услуги будет "строго определен" и прописан в Налоговом кодексе. "Платные услуги -- это большая проблема. Размер оплаты за предоставляемые услуги растет большими темпами по непонятным законам", -- сказал глава аппарата правительства. И добавил, что работа над унификацией пошлин за госуслуги должна быть завершена в течение 2007 года.
До сих пор органы государственной власти исправно взимают пошлины и штрафы, прописанные в Налоговом кодексе, однако помимо этого министерствам и ведомствам никто не запрещает
сочинять собственные дополнительные сборы с граждан в рамках своих полномочий. Эти сборы определяются ведомственными инструкциями, а законодательно такая самодеятельность бюрократических контор вообще никак не регулируется. Отсутствие законов и есть те "непонятные законы", о которых говорил г-н Нарышкин.
Если глава аппарата правительства сдержит слово, все без исключения виды платных услуг населению со стороны органов госвласти будут называться пошлинами, а их размер будет указан непосредственно в Налоговом кодексе. Никаких собственных сборов министерства и ведомства вводить не смогут. Но чтобы эти громкие слова не остались словами, правительству предстоит ответить на более глобальный вопрос -- что вообще могут и не могут делать ведомства. Только так, по мнению г-на Нарышкина, можно победить коррупцию.
Самым эффективным инструментом борьбы с ней глава аппарата правительства считает внедрение жестких административных регламентов и жесткое следование им. "Нужно, чтобы каждый чиновник точно знал, что именно он имеет право сделать, а гражданин и предприятие тоже точно знали бы, что должен делать чиновник, чтобы предоставить ту или иную госуслугу, и точно знали бы причины, при которых в услуге можно отказать", -- говорит г-н Нарышкин. В 2006--2007 годах правительство запланировало разработать около 500 административных регламентов. В уходящем году удалось разработать 170, в следующем году предстоит прописать вдвое больше.
Но самым удивительным в речах Сергея Нарышкина оказалось даже не обещание упорядочить платные госуслуги населению, а статистика, согласно которой
в России, оказывается, стало меньше чиновников. До сих пор любое сокращение чиновников на Руси неизменно оборачивалось увеличением их числа. Однако вчера Сергей Нарышкин рапортовал: "Несмотря на вполне понятное желание ряда министерств и ведомств расширить число сотрудников, нам удалось не увеличить их предельную численность. Более того, по его словам, "число госслужащих в центральном аппарате и территориальных органах по состоянию на конец 2006 года по сравнению с мартом 2004 года, когда была начата административная реформа, сокращено на 235 тыс. единиц". Хотя от первоначально озвученной идеи иметь не более двух заместителей у каждого министра окончательно отказались, и теперь их везде больше, хотя не стало меньше федеральных органов госвласти в регионах, все-таки, по официальным данным, удалось сократить более четверти миллиона чиновников. Впрочем, эта цифра говорит не столько об эффективности работы комиссии по административной реформе и не о качестве самой реформы, которая откровенно застопорилась, а о поистине гигантских размерах чиновничьей армии в стране. Удержать эту армию от желания взимать дополнительные сборы с населения и конвертировать полномочия в дачи, машины и теневое участие в бизнесе будет очень непросто.