Итальянец
Марио Скарамелла, ставший в ноябре-декабре одним из главных ньюсмейкеров по делу об отравлении в Лондоне русского
эмигранта Александра Литвиненко, вызывает исключительно живой интерес и у правоохранительных органов своей родины. Вчера СМИ Апеннин сообщили, что синьора Скарамеллу могут привлечь к ответственности за клевету и разглашение гостайны. В роли оклеветанных выступают, к примеру, видные левые политики Италии, в том числе и премьер страны Романо Проди.
Напомним, что Скарамеллу арестовали в воскресенье в аэропорту Неаполя сразу после посадки лондонского рейса. Стало известно, что в прокуратурах трех итальянских городов на "эксперта--консультанта в области безопасности" заведено как минимум три уголовных дела. Диапазон темных историй,
в которых оказался замешан Марио Скарамелла, поражает. В Болонье ему инкриминируют дачу ложных показаний о транспортировке урана в Сан-Марино, в Риме -- инсценировку покушения на собственную жизнь, в Неаполе -- какую-то скучную историю с незаконной утилизацией отходов. Кроме того, его подозревают в причастности к незаконной торговле оружием.
Непосредственно с делом Литвиненко арест Скарамеллы, по-видимому, не связан. Так, в частности, заявили в Скотланд-Ярде, где с итальянца брали показания о его встречах с бывшим сотрудником ФСБ. Тем не менее после того, как имя Скарамеллы стало часто мелькать на первых полосах мировых газет, в итальянской прессе начали обсуждаться и подробности прочей деятельности консультанта. Но и без этого к декабрю прокуратуры Рима, Неаполя и Болоньи накопили солидное количество компромата на соотечественника и стали ждать, пока к тому потеряют интерес и английские полицейские, и лондонские врачи, проверявшие организм Скарамеллы на предмет поражения полонием-210.
Как сообщают информагентства, итальянец знал о том, что возвращение домой приведет к немедленному аресту, но все-таки решил прилететь к Рождеству. Главным эпизодом его деятельности, который сейчас интересует прокуроров, являются его переговоры
с сенатором от правой партии «Вперед, Италия!» Паоло Гуццанти. Этот политик возглавлял так называемую «комиссию Митрохина», расследовавшую возможные связи видных апеннинских политиков с КГБ (названа по имени советского перебежчика Василия Митрохина, в архиве которого имелись сведения об этих контактах), а Скарамелла несколько лет являлся консультантом этой комиссии. В итальянскую прессу недавно были вброшены расшифровки телефонных переговоров Гуццанти и Скарамеллы, в которых последний предлагал поделиться информацией о якобы существовавших связях лидера левых сил Романо Проди и других политиков с КГБ. Итальянские прокуроры усматривают в этом попытку оклеветать этих лиц.
Кроме того, в биографии Скарамеллы есть эпизоды, когда он старался сотрудничать со следствием, -- правда, с помощью не слишком правдивых показаний. В январе 2006 года он заявлял прокурорам, что ему известно о готовящемся ввозе груза урана в Сан-Марино. Эти данные потом так и не подтвердились. Еще один раз Скарамелла попал впросак, когда в прошлом году сообщил о том, что готовится покушение на жизнь Гуццанти. Были арестованы несколько выходцев с Украины, у которых было найдено оружие. Однако потом следствие сочло, что оружие было подброшено, причем, возможно, самим Скарамеллой.