Вчера стало известно имя
второго президента Туркмении, им будет Гурбанкулы Бердымухаммедов. Несмотря на то что президентские выборы, как стало вчера же известно, состоятся только 11 февраля будущего года, именно председатель комиссии по организации похорон умершего 21 декабря на 67-м году жизни бессрочного
президента Туркмении Сапармурата Ниязова по советской номенклатурно-погребальной традиции станет его преемником. Бывший вице-премьер, министр здравоохранения страны, настолько похожий на покойного Туркменбаши 20-летней давности, что его готовы были признать внебрачным сыном вождя, 49-летний г-н Бердымухаммедов получил вчера на заседании халк маслахаты (Народного совета) единогласную поддержку 2507 делегатов высшего органа власти страны в качестве кандидата в президенты.
Именно эта деталь позволяет со 100-процентной вероятностью утверждать, что если экс-министра здравоохранения не подведет здоровье, то 11 февраля он будет назван победителем президентской гонки в Туркмении. Дело в том, что
остальные кандидаты в президенты, предлагавшиеся вчера, не получили такой единодушной поддержки делегатов Народного совета. Вчерашнее заседание халк маслахаты без всякого преувеличения можно назвать праздником туркменской демократии. Никогда раньше посланцам народа не предоставлялось право так свободно называть своих кандидатов на пост главы государства. Правда, в выражении этой свободы организаторам мероприятия в целях экономии времени пришлось несколько ограничить делегатов. Их предварительно предупредили, что всего будет двенадцать кандидатур -- по две от каждой из пяти областей Туркмении, а также от столицы. Статус кандидата в президенты, то есть ни больше ни меньше кандидата в наследники вождя, получила только половина кандидатов. Для этого им необходимо было получить поддержку двух третей делегатского корпуса. Но только и.о. президента Гурбанкулы Бердымухаммедов оказался единственным, кто получил абсолютный результат.
То, что случиться иначе не могло, стало ясно после того, как кандидатура временного главы государства была представлена руководителем единственной в Туркмении партии, -- демократической, -- Онджиком Мусаевым. Он сообщил, что «в последнее время Ниязов считал его своим первым замом, он показал себя проверенным замом, опытным политиком, и наиболее сложные дела глава государства поручал именно ему». Лидер туркменских демократов напомнил о «решительности» кандидата, которую он проявил уже после кончины Туркменбаши, заявив, что «необходимо вовремя выдавать зарплату, обеспечивать население всеми необходимыми товарами», а самое главное, «призвав народ сохранять правопорядок в стране».
Народный совет оправдал и другие возложенные на него ожидания, внес поправки в конституцию, позволявшие и.о. президента баллотироваться в президенты на выборах. Другая принятая вчера поправка была не менее важна, она позволяла легитимизировать нынешние президентские полномочия Бердымухаммедова. Дело в том, что на момент смерти Ниязова его «наследником по прямой» являлся спикер парламента Овезгельды Атаев, в тот же день признанный генпрокуратурой уголовным преступником. Такая нерасторопность туркменских правоохранительных органов, не успевших вовремя довести до логического конца подозрения, которые, как выяснилось, в адрес спикера высказывались еще вождем при жизни, поставили туркменские власти в неловкое положение.
Но теперь страна будет готовиться к выборам, которые, как обещал г-н Бердымухаммедов, будут «демократическими». Представляется, что они ничем не будут уступать недавним,
ноябрьским выборам президента Таджикистана. Они также были альтернативными, и четыре соперника нынешнего главы государства Эмомали Рахмонова дружно голосовали за него сами и призывали к этому своих сторонников. При этом надо отдать должное приверженности закону новой туркменской власти. Вчера, после выдвижения Бердымухаммедова кандидатом в президенты, глава ЦИК Туркмении Каррыев заявил, что выборы президента страны можно уже считать «состоявшимися», но необходимо «следовать закону», и все-таки провести голосование 11 февраля 2007 года.
Сам и.о. президента, ставший вчера и кандидатом в президенты, завершая ставшее «историческим» 18-е заседание Народного совета, призвал граждан страны принять активное участие в предстоящих выборах. Информагентства сообщают из Ашхабада, что так «первый заместитель Туркменбаши» ответил на звучавшие в ходе заседания призывы сразу утвердить его президентом.
Судя по тем сообщениям из Ашхабада, что получала вчера утром газета «Время новостей», такой сценарий также рассматривался, и делегатов к нему предварительно готовили. Но, видимо, затем приняли решение не комкать демократическую процедуру мероприятия на виду у представителей дипломатического корпуса, аккредитованного в Ашхабаде, которому было выделено почетное место на сцене Дворца духовности «Рухает». Между прочим, туркменский ЦИК уже известил, что иностранных наблюдателей на выборах не будет.
Вчера же стало известно, что туркменская оппозиция -- движение «Ватан» и Республиканская партия Туркмении -- также выдвинула своего единого кандидата на президентских выборах. Им стал лидер «Ватана», бывший вице-премьер и председатель Центробанка Туркмении 58-летний
Худойберды Оразов, проживающий уже много лет в Швеции. Предполагать, однако, что это внесет какие-то коррективы в планы туркменских властей, не приходится. Пирог власти, доставшийся тем в Ашхабаде, кто досидел в своих креслах живым и невредимым, они будут делить сами и допускать к нему никого не станут. В пользу такого вывода говорит и то, что в Ашхабаде не раздалось пока и намека на возможное послабление режима, свидетельством чего могло бы стать объявление широкой амнистии всем политическим заключенным, которых в этой стране не одна сотня человек. Стилистика ниязовского режима пока остается прежней. Хотя бы потому, что в стране еще продолжается траур по усопшему вождю. Однако уже скоро новой власти в Ашхабаде потребуется признание мирового сообщества. И тут не исключено, что для его получения ниязовским наследникам все-таки придется «поступиться принципами», завещанными им «алмазным венцом туркменского народа».