Время новостей
     N°240, 27 декабря 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.12.2006
Демоны отдыхают
Отношения Грузии и России будут плохими, но без чертовщины
Грузия, кажется, уже смирилась с тем, что и 2007 год в отношениях с Россией, подобно году уходящему, будет драматичным. «Я оптимист по натуре, вижу немало возможностей перевести грузино-российские отношения на новую колею, но сделать это будет трудно», -- признался министр иностранных дел Грузии Гела Бежуашвили, отвечая на вопрос «Времени новостей».

Резко ухудшившимся отношениям с Россией в основном-то и была посвящена вчера встреча по итогам года главы МИД Грузии с журналистами. Гела Бежуашвили посетовал, что между Москвой и Тбилиси возникла «идеологическая несовместимость», но пообещал: "Грузия не будет демонизировать Россию, так как это не в наших интересах". Он сформулировал, чего ждут в Тбилиси от Москвы, чтобы выстроить «если не добрососедские, то прагматичные отношения». Так, Москва должна признать "европейскую ориентацию" грузин, пока же, уверен г-н Бежуашвили, "этот наш выбор раздражает Россию". Главное же, "Грузия ждет со стороны России признания территориальной целостности страны, и не на уровне риторики, а на уровне реальных действий», при этом "определяющим" должен стать "принцип невмешательства во внутренние дела друг друга".

Гела Бежуашвили посетовал, что Россия и Грузия «не стали соседями по нутру». И заявил, что в конфликтах по Абхазии и Южной Осетии «Россия является заинтересованной стороной и не может быть непредвзятым миротворцем". Он отметил, что Грузия склоняется к тому, чтобы миротворческая операция была уже не военной, а полицейской. (У международных полицейских, как считают в Тбилиси, будет больше полномочий для принуждения сторон к миру. -- Ред.). «Больше мы не вернемся к тем отношениям, что были в Советском Союзе, когда кто-то доминировал, а кто-то был вассалом», -- сказал Бежуашвили.

Грузия согласна и на вступление России в ВТО. Но при двух условиях: Россия должна вновь открыть для Грузии свои рынки и легализовать пункты пропуска на абхазском и южноосетинском участках границы. Сейчас эти пункты неподконтрольны Тбилиси.

Гела Бежуашвили сказал, что Грузия готова к визиту президента России Владимира Путина, но «работа по его подготовке не ведется». Речь о таком визите зашла в июне на переговорах в Санкт-Петербурге президентов России и Грузии. Но с того момента состояние дел между двумя странами еще более ухудшилось, хотя Бежуашвили сообщил, что «очень ценит» отношения с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым -- «деловые и ровные».

Глава российского МИДа прокомментировал отношения Москвы и Тбилиси днями раньше грузинского коллеги. На пресс-конференции 20 декабря Сергей Лавров обвинил Грузию в том, что она "последовательно отказывается от всех своих обязательств" по урегулированию южноосетинского и абхазского конфликтов. По его словам, грузины «отказываются договариваться о неприменении силы по урегулированию этих конфликтов, последовательно создают структуры, которые должны играть альтернативную роль по отношению к руководителям Южной Осетии и Абхазии, хотя именно руководители Цхинвали и Сухуми являются -- по договоренностям, одобренным в ООН и в ОБСЕ, -- партнерами Грузии по переговорам». Отметил Лавров и «милитаризацию» Грузии, «провокации против миротворцев в Южной Осетии».

Замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин в интервью «Времени новостей» отметил, что проблемы между Россией и Грузией проистекают из разного видения "моделей урегулирования конфликтов в Южной Осетии и Абхазии": «В России считают, что урегулирование должно произойти мирно. А мирное решение конфликтов предполагает компромисс. Южная Осетия и Абхазия готовы, по крайней мере, обсуждать компромисс. Грузинская сторона к компромиссам пока не готова. Она хочет решить эти проблемы на своих условиях. А решение проблем на своих условиях всегда бывает только насильственным. В этом и заключается главное противоречие».

Что касается призывов г-на Бежуашвили «сбалансировать» роль России в урегулировании конфликтов в Абхазии и Южной Осетии, то, по словам Жарихина, «не следует забывать, что Москва является гарантом сохранения мира и эту функцию выполняет. Кроме того, она является одной из сторон в переговорном процессе. Так что вину за неуспех этих процессов Россия разделяет со многими другими сторонами -- ООН, ОБСЕ, той же Грузией». Г-н Жарихин еще раз указал на главную проблему: «У грузинской политической элиты нет готовности к компромиссному решению". И дело тут даже не в том, кто руководит Грузией: "Да, Михаил Саакашвили иногда излишне резко высказывает свою позицию, но если сменится президент -- может смениться лишь тональность заявлений, но не их суть».

Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси, Петр ИСКЕНДЕРОВ
//  читайте тему  //  Ситуация в Грузии и конфликт с Россией