В минувшем году
Россия рассталась с долговым наследием СССР, выплатив странам -- кредиторам Парижского клуба более 23 млрд долл. Для России более не существует долговой проблемы. Ее внешний долг составляет ныне менее 5% ВВП.
Досрочная расплата по долгам стала возможна исключительно благодаря росту цен на энергоносители, что стало воистину подарком для страны, все 90-е годы едва сводившей концы с концами. Тогда платить по долгам в условиях развала экономики и хронически дефицитного бюджета было нечем.
К моменту дефолта в августе 1998 года советский долг подвергался реструктуризации четыре раза. В 1999 году лидеры «большой восьмерки» на саммите в Кельне пообещали «содействовать» тому, чтобы Парижский клуб занялся проблемой советского долга «с целью ее всеобъемлющего решения на последующей стадии, когда в России будут созданы условия, позволяющие осуществить программу более глубоких экономических реформ». Но если к 1999 году Россия смогла договориться частично о списании, частично об отсрочке выплат по долгам частным кредиторам (Лондонскому клубу), то со странами-кредиторами этого сделать не удалось. С начала 2000-х годов из-за изменения внешнеэкономической конъюнктуры ситуация стала принципиально меняться. Попытка Москвы в начале 2001 года перестать платить Парижскому клубу вызвала скандал.
Но, не успев без проблем решить «проблему-2003», Россия начала уже совсем другие переговоры -- о досрочном погашении советского долга. Они шли долго и тяжело. Германия, основной держатель долга, не могла смириться с потерей процентов в предстоящие несколько лет и требовала выплаты «премии». В 2005 году Парижский клуб пошел на досрочное получение 15 млрд долларов.
В июне нынешнего года на переговорах в Париже удалось согласовать схему досрочного урегулирования всей оставшейся задолженности -- 22 млрд долл. Россия согласилась даже выплатить кредиторам премию в размере 1 млрд долл. за то, что они, принимая деньги раньше срока, потеряют в будущем на процентных платежах. Уже на последнем этапе возникло неожиданное препятствие в Белом доме: Михаил Фрадков удивился, что схема согласована на переговорах в Париже, но не согласована с ним. Так, Алексею Кудрину, уговорившему строптивых немцев, пришлось дополнительно уговаривать собственного начальника. При этом сумма доплаты в 1 млрд долл. не идет ни в какое сравнение с экономией, которую получит Россия, досрочно расплатившись с долгами. По данным Минфина, общая экономия средств федерального бюджета на процентных платежах Парижскому клубу кредиторов за период до 2020 года превысит 12 млрд долларов.