|
|
N°240, 27 декабря 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В музей хотели? Не отпирайтесь!
Выставки периода новогодних праздников
Кому-то досуг в форме культпохода в музей покажется старомодным. А зря. Живое общение с артефактами воспитывает богатую культуру полноценного восприятия жизни. Возвращает почти забытый гедонистический восторг пользования прославленными в барокко чувствами: осязанием, зрением. И пусть вердикт выносит вкус.
Вниманию читателей предлагается краткий обзор нескольких выставок, с которыми рекомендуется встречать Рождество и Новый год.
Александр Иванов. Живопись, рисунок. Третьяковская галерея на Крымском валу. Библейские эскизы. Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке.
Эту выставку, подготовленную к 200-летию со дня рождения автора лучшей исторической картины России XIX века «Явление Христа народу», ждали с необыкновенным волнением. Слишком многие из тех, кто профессионально пишет об искусстве (в том числе и в СМИ), с университетской скамьи впитали драгоценные знания о Личности и Творчестве художника, услышанные из уст профессора МГУ Михаила Алленова. Потому страшно было подумать, а ну как все тончайшие стежки философских аллюзий, идей, образов, что ткут алленовскую историю «Александр Иванов» будут разорваны, пойдут вкривь или вкось. Слава богу, первое впечатление от выставки радостное. Экспозиция вышла мудро-бесхитростной, не посягающей на новое слово в толковании философии творчества Иванова, но и не обедняющей эмоциональное восприятие искусства мастера. Куратором стала специалист по XVIII веку Людмила Маркина. И она представила Иванова прежде всего как способного «восторгнуть» глаз чистейшего живописца. Гедонистическое переживание изобильно-щедрого ивановского колорита акцентируется благодаря «осьмнадцативековым» нежно-розовым шпалерам, благодаря умелой пространственной «дворцовой» режиссуре. Бескорыстное наслаждение этой великой, напитанной общением с искусством «веницейских» гениев, живописью можно сравнить с тем чувством, что оставило недавнее посещение персональной выставки «нехрестоматийного» Тициана в пленительном павильоне парижского Люксембургского сада.
Подробный разговор о новой программе ГТГ в честь Александра Иванова -- в первых номерах 2007 года.
Экспозиции ГМИИ: «Антонелла да Мессина. Святой Себастьян». «Маски. От мифа к карнавалу». Новые поступления графики. «Павел Филонов. Очевидец незримого». Такого изобилия впечатлений, вызванных общением с различными артефактами различных эпох, культур и цивилизаций, трудно сыскать за раз в каком-либо другом музее.
«Аллеи культуры, лужайки отдыха». Галерея «Ковчег» (Москва, ул. Немчинова, 12). Собранная благодаря участию разных музеев элегантная экспозиция обыгрывает тему культурного досуга трудящихся в модифицированных «усадьбах пролетариата» -- парках культуры и отдыха, санаториях, пансионатах. Уникальный визуальный ряд из картин, графики, фото прошлого века.
«Поклон из Кремля. Русская дореволюционная открытка». Музей-заповедник «Московский Кремль». «Винтаж» в визуальном жанре очень модный сегодня сюжет. Его эксплуатирует респектабельный Кремль. Открытки с историческими видами старой Москвы смотрятся особенно эффектно благодаря остроумного дизайну молодого и перспективного архитектора Константина Ларина.
«Сто лет детской игрушке». Музей Декоративно-прикладного искусства на Делегатской. Какой же винтаж без детского мира? Коллекционер Сергей Романов представляет игрушки, созданные в период от 1870 до 1980-х годов в России, Германии, Франции, Японии: всего около четырех с половиной тысяч экспонатов совершенно различных направлений -- от дрезденского картонажа и первых стеклянных дореволюционных игрушек до советского китча конца 70-х -- начала 80-х и олимпийских мишек. Парады и хороводы устраивают оловянные солдатики, машинки, старинные фарфоровые куклы и плюшевые мишки, игрушки из папье-маше и винила. По словам самого Сергея Романова, самая интересная часть экспозиции -- советские елочные игрушки 30--50-х годов: изящные, ручной работы, с филигранной росписью.
«По волнам нашей памяти». Исторический музей. Старомодные вещи, спутники жизни граждан 20-х -- 60-х годов прошлого века. Сентиментальнее может быть только «Круговая кинопанорама» на ВДНХ. Кто от винтажа все-таки устанет, тот в том же Историческом музее пусть посмотрит выставку «Любовь и эрос в античной культуре» с традиционными вазами, светильниками, терракотовыми статуэтками и нетрадиционным для нашего глаза мраморным фаллосом длиной более полуметра.
«Времена года». Пейзаж в русской живописи. Русский музей. Санкт-Петербург. Очередной «русскомузейный» пробег по истории отечественного искусства. На сей раз в фокусе внимания леса, рощи, тропинки, дорожки, болота, грачи и сезонные капризы.
«Гербарий любви». Михайловский замок Русского музея. Санкт-Петербург. В пандан большой выставке ГРМ о природе в русской живописи открылась более камерная о любовной жизни растений. Идеи ботаника времен Петра I Карла фон Линнея позволили собрать вместе современные фотографии, иллюстрации для ботанических атласов Ф.П. Толстого (1783--1873) и рисунки П.Н. Филонова (1883--1941), свидетельствующие о естественнонаучных увлечениях художника и его интересе к идеям Линнея. Также в Русском музее открыта выставка «Духовной жаждою томим...» в честь Михаила Врубеля, по традиции считающегося идеологическим оппонентом Александра Иванова.
Сергей ХАЧАТУРОВ, при участии Дарьи ЮРЬЕВОЙ