Время новостей
     N°240, 27 декабря 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.12.2006
Признан посмертно
Еще один белогвардейский генерал с почетом возвращается в Россию
В первые дни нового года в Донском монастыре появится еще одно свежее захоронение. Именно на эти дни планируется церемония перезахоронения праха генерала Белой армии Владимира Каппеля. Сейчас гроб с его останками, обернутый в российский флаг, находится в московском храме Новомучеников Российских. Сюда в последние дни декабря он прибыл с Ярославского вокзала. На поезде Пекин--Москва генерал совершил последний путь по России, причем на всем пути следования поезда, начиная с Забайкальска, а также в Чите, Иркутске и других российских городах, люди приходили на вокзалы, чтобы отдать ему дань уважения. В богослужении, которое состоялось в конце прошлой недели в храме Новомучеников Российских, председатель синодального отдела Московского патриархата протоиерей Димитрий Смирнов отметил: «Здесь лежит замечательный герой России, который в очень тяжелые времена, когда шла гражданская война, вывел 350 тыс. русских людей в Китай и этим спас свое воинство». О том, как оценивают это событие современные историки, «Времени новостей» рассказал профессор, доктор исторических наук Яков Этингер:

«Тот факт, что Владимир Оскарович Каппель теперь будет похоронен рядом с генералом Антоном Деникиным, философом Иваном Ильиным, является еще одним проявлением нашего стремления к национальному примирению, к тому, чтобы навсегда положить конец той трагедии, которая разделила и русский народ, и русское офицерство на белых и красных.

Весной 1951 года, будучи заключенным ГУЛАГа, я находился в Кировской пересыльной тюрьме. Моим соседом по нарам оказался пожилой человек с окладистой седой бородой. Мы разговорились. Это был репатриант из Китая Александр Александрович Шоман. Уроженец Крыма, после революции он, как и десятки тысяч российских граждан, оказался в Китае, в Харбине. В своей книге «Это невозможно забыть», вышедшей в 2001 году, я подробно рассказал о судьбе этого замечательного человека. Шоман, которому в 1951 году исполнился как раз 51 год, в 1918--1920 годах был юнкером, офицером старой русской армии и в течение длительного времени находился при штабе генерала Каппеля. В то время эта фамилия мне ничего не говорила. Тогда мой собеседник подробно рассказал мне и о судьбе генерала, и о том, что он, Шоман, принимал участие в перезахоронении останков Каппеля в Харбине, и о том, что в течение долгого времени, будучи одним из руководителей русской эмигрантской общины в Харбине, ухаживал за его могилой.

Владимир Каппель был офицером генерального штаба царской армии. Во время Гражданской войны в Поволжье, а затем в Сибири он выдвинулся, стал командующим Белой армии комитета учредительного собрания -- так называемого КОМУЧа. После объявления Колчака верховным правителем Каппель стал одним из его виднейших генералов и командующим третьей армией. После разгрома Колчака в Западной Сибири он руководил отступлением остатков колчаковской армии из Омска к Иркутску. В ходе всех этих событий он и погиб при не совсем ясных обстоятельствах в Иркутске в 1920 году. Вначале он был захоронен в Чите, а затем его сторонники, в их числе и Александр Шоман, который работал в его штабе, вывезли останки в Маньчжурию и перезахоронили в Харбине.

В течение длительного времени советская пропаганда поносила Каппеля, называя его злейшим врагом советской власти. Говорили, что он жестоко расправлялся с рабочими и крестьянами. Все это, конечно, не соответствует действительности. Из архивных материалов, с которыми я знакомился в последние годы, следует, что в составе армии и воинских подразделений, которыми командовал генерал Каппель, было несколько отрядов, сформированных как раз из числа рабочих. И никаких преследований рабочих и тем более крестьян со стороны армии Каппеля не имело места. Поэтому перезахоронение Каппеля уже во второй раз, теперь уже в Москве, рядом с другими выдающимися деятелями русской эмиграции, свидетельствует о том, что современная Россия совершенно по-новому смотрит на те события Гражданской войны.

Еще в первые годы перестройки в одной из своих статей я писал, что нам следует отказаться от критики генерала Корнилова, генерала Врангеля, генерала Юденича и многих других известных белых генералов и воздать им должное. Они были русскими патриотами, они боролись за Россию и они отнюдь не были монархистами. Наоборот, те же генералы Деникин и Каппель считали, что, если бы удалось разгромить большевиков, нужно было провести выборы в Учредительное собрание, которое бы и определило лучшую форму правления для России.

В качестве примера хочу привести генерала Франко, который был победителем в гражданской войне в Испании. В 1939 году, спустя три года после победы, Франко поставил под Мадридом крест в память всех тех, кто боролся за Испанию, причем он имел в виду как своих сторонников, так и своих противников-республиканцев. И это, безусловно, свидетельствовало о большой политической мудрости Франко и в немалой степени способствовало нормализации обстановки в Испании. Мне кажется, то, что мы сейчас воздаем должное бывшим видным деятелям Белого движения, является в известной степени похожим на то, что осуществил генерал Франко. Только, к великому сожалению, мы восстанавливаем историческую справедливость не через три года, а спустя почти 80 лет».

Ирина БЕЛАШЕВА
//  читайте тему  //  Исторические версии