|
|
N°239, 26 декабря 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Человек, зачем приходил?»
Позитив. Телевизионная «Брежневиана» к 100-летию: современные документальные фильмы «И лично Леонид Ильич» («Первый») и «Две жизни Леонида Брежнева» (ТВЦ) очень полезно было сравнить с «Повестью о коммунисте» (СССР, 1976, НТВ). Тридцать лет назад говорили преимущественно об исторической роли Генерального секретаря ЦК КПСС, в новых фильмах, особенно на ТВЦ -- о его личной жизни, но собственно нового в них не так уж много. А вот в фильме «Золотое перо Генсека» («Культура») -- истории того, как и кто участвовал в написании «Целины» -- открылось много дотоле неизвестных подробностей.
После документальных предисловий удачным показался повтор фильм «Брежнев» («Первый») с виртуозным исполнением Сергеем Шакуровым, играющим драму и фарс жизни Брежнева, ставшего заложником им же доведенной до пределов возможного совершенства политической системы.
К теме брежневской эпохи примыкают: мистический триллер «Вепрь» («Первый»), где действие происходит в середине 1970-х в госзаказнике, а Генсек, как мы знаем, любил поохотиться, особенно на кабанов, и возрождение, как Кубка «Первого канала», былого Кубка «Известий» (отечественный хоккей тоже достиг своих вершин именно тогда).
Цикл о Борисе Пастернаке, новые выпуски «Современников века» -- о Михаиле Зощенко и Юрии Олеше, телеверсии спектаклей МХТ «Старосветские помещики» и «Лес», «Фестивальное кино. Вне конкурса» -- органическое продолжение «Документальной камеры» Андрея Шемякина. Достижения нового неигрового кино, показывают за полночь, но о позднем времени забываешь, глядя трехминутную курсовую работу студента Санкт-Петербургского университета кино и ТВ -- фильм «Руками не трогать», где слепоглухонемые дети на ощупь воспринимают скульптуры в Эрмитаже («Культура»).
Негатив. Странная беседа Ренаты Литвиновой и Эдварда Радзинского, предварявшая показ американского фильма «Трюкач» («Кино с Ренатой Литвиновой», НТВ). Эдвард Станиславович четверть часа рассказывал историю о своей встрече с Юрием Завадским, в которой тот комментировал только что опубликованную тогда (опять-таки в конце 1970-х) «Повесть о Сонечке». При этом, как чукче в старом анекдоте, хотелось спросить: «Человек, зачем приходил?», потому что собственно о фильме я куда больше узнал из последующего пятидесятисекундного киноведческого комментария.
Сергей Фомин