«Роснефть» -- это инструмент государства и всегда будет служить достижению политических целей России, а не интересам акционеров. Готова ли «Роснефть» включить эту информацию в проспект эмиссии?» -- вопрошал в апреле со страниц The Financial Times миллиардер Джордж Сорос.
Несмотря на негативное отношение многих западных инвесторов к этому IPO, нашлось не меньше тех, кто купил акции «Роснефти».
Эта продажа, самая крупная в российской корпоративной истории, принесла 10,6 млрд долл. Немаловажно, что именно начиная с «Роснефти» первичные размещения акций крупных компаний стали проводиться прежде всего на российском фондовом рынке: примерно 750 млн из общей суммы отдали 114 тыс. граждан, не побоявшихся расстаться минимум с 15 тыс. руб. -- таковой была минимальная цена заявки.
И хотя скептики прогнозировали снижение цены акций нефтяной компании после окончания двухмесячного периода поддержки банками -- организаторами IPO, цена бумаг почти за полгода существенно -- на 23,6% -- возросла, при этом индекс РТС вырос на 24,8%. В 2007 году ожидается еще два «народных» размещения -- бумаг ВТБ и Сбербанка. Последний был основным организатором размещения «Роснефти» и при этом преследовал цель, как говорила зампред его правления Белла Златкис, «создать технологию», «потому что в дальнейшем это (размещение акций госкомпаний среди населения. --
Ред.) хороший бизнес». Для государства, кстати, IPO «Роснефти» стало действительно неплохим бизнесом: оно продало мало на что влияющий пакет в 14,8% акций, а на вырученные деньги погасило кредит в 7,8 млрд долл., который был необходим в 2005 году для консолидации контрольного пакета акций «Газпрома».
Подготовка к IPO «Роснефти» велась активно, особенно пропаганда. Многие граждане среднего и высокого достатка поверили Владимиру Путину, который сам не раз говорил о привлекательности размещения бумаг среди населения. В Сбербанке даже выстраивались очереди. Причем в основном интересовались бумагами пенсионеры. И в итоге цель была достигнута: государство не только решило проблему расчетов за акции «Газпрома», но и основательно разогрело интерес граждан в преддверии «народных» размещений Сбербанка и ВТБ.