|
|
N°239, 26 декабря 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Минск будет дожидаться политических кампаний в России»
Вчера глава российского ЦИКа Александр Вешняков высказал сомнение в том, что референдум об объединении России и Белоруссии может быть проведен в 2007 году. «Я пока не вижу серьезных предпосылок для того, чтобы условия для объединительного референдума созрели и эта инициатива могла бы быть реализована в наступающем году», -- заявил г-н Вешняков. Замедление политического сближения Москвы и Минска сопровождается трениями в области энергетики. Минск недоволен намерениями Москвы повысить цены на газ и перераспределить пошлины на поставляемую в Белоруссию нефть в пользу России. О перспективах сотрудничества двух стран «Времени новостей» рассказал глава белорусского аналитического центра «Стратегия» Леонид ЗАИКО.
-- События будут развиваться по законам логики сильной стороны. На переговорах по газу можно немного потянуть время, придумывая устав совместного предприятия на базе «Белтрансгаза». Наверное, можно даже найти с «Газпромом» компромиссное решение по ценам. С нефтью ситуация хуже. Если с нового года начнут работать экспортные пошлины на ввоз сырой нефти в Белоруссию, удар может оказаться очень сильным. Если по этому вопросу Минску не удастся договориться, поднимутся цены на бензин, подорожает транспорт, вырастут издержки предприятий.
-- Почему Минск до сих пор не пошел на уступки Москве?
-- Сегодня белорусское руководство как боксер, которого загнали в угол, ждет окончания раунда. Минск будет пытаться тянуть время, чтобы дождаться политических кампаний в России, и для этого даже пойдет на определенные минимальные уступки. Когда начнутся выборы в Госдуму, а потом президентские выборы, все политические силы, как показывает опыт прошлых лет, станут защищать Белоруссию как последнего партнера России, и речи о введении жестких мер уже не будет.
-- Почему белорусско-российские отношения обострились именно в 2006 году?
-- В марте в Белоруссии прошли президентские выборы, на которых были продлены полномочия Александра Лукашенко. Они оказались ловушкой, в которую попал белорусский лидер. Лукашенко пообещал и дальше строить островок социализма, где более высокий, чем в России, рост зарплат и ВВП достигнут за счет российской помощи. Если бы Минск показал, что пойдет на глубокую интеграцию с Россией, на приватизацию, создание рынка ценных бумаг, свободное движение капиталов, обострения не произошло бы. Не случайно после президентских выборов Белоруссии предложили принять Конституционный акт России и Белоруссии и ввести российский рубль. Этих мер было бы достаточно для прихода российского капитала, который сегодня является главной движущей силой двусторонних отношений и не хочет ждать, когда в Белоруссию придет капитал других стран.
-- Может, теперь Белоруссия решится допустить на свой рынок западные компании?
-- На Западе прекрасно понимают, что только российский капитал обучит белорусов конкуренции и рынку. Вот яркий пример -- несколько лет назад в Белоруссии существовала множественность обменных курсов белорусского рубля. МВФ и Всемирный банк долго не могли уговорить Минск унифицировать курс. Когда в 1999 году началась работа по соглашению о валютном союзе, россияне выставили те же требования и унификация произошла очень быстро. Думаю, что иностранный капитал сможет прийти сюда только вслед за российским.
-- США выступили с критикой жесткой политики Москвы в отношении Минска. С чем связано это неожиданное заступничество?
-- США и Европа испугались, что Белоруссии грозит экономическая или энергетическая катастрофа, а они считают опасным для себя появление страны с такими рисками. Запад привык все делать в белых перчатках, а Россия начала работать в боксерских, рассчитывая на то, что хороший удар приведет партнера в чувство.
Беседовала Ольга ТОМАШЕВСКАЯ, Минск