Уходящий год существенно изменил картину партийной жизни в России. Партии взяли курс на слияние и укрупнение. Эта тенденция во многом была продиктована требованиями нового избирательного законодательства. Увеличение минимального количества членов партии с 10 до 50 тыс., повышение избирательного барьера для прохождения в Госдуму с 5 до 7%, запрет на создание блоков и включение в партийные списки представителей других партий -- все это не оставило выбора для многих политических сил. Власть предпринимала попытки сократить ассортимент в избирательном бюллетене и перед прошлыми парламентскими выборами 2003 года, однако тогда это удалось не в полной мере. На этот раз выбор у избирателя будет явно не столь широк, как раньше. На сегодняшний день, по данным «Росрегистрации», в России зарегистрировано 17 политических партий. 15 партий процедуру перерегистрации не прошли. 27 -- прекратили свое существование.
Одним из главных событий в партийной жизни 2006 года можно с уверенностью назвать
образование «Справедливой России», так называемой «левой ноги Кремля», второй партии власти, куда вошли практически незаметная Партия жизни, а также весьма успешно выступавшая на региональных выборах Партия пенсионеров и «Родина», которую еще в виде блока Кремль создал перед прошлыми парламентскими выборами для оттягивания протестного электората.
Свертывание «Родины», которую часть кремлевских политтехнологов сочла опасной, началось еще в конце прошлого года. Тогда партию сначала сняли с выборов в Мосгордуму, а потом перекрыли ей путь в законодательные собрания целого ряда регионов. Затем в марте нынешнего года харизматический лидер «Родины» Дмитрий Рогозин был вынужден уступить свой пост незаметному Александру Бабакову, считавшемуся одним из главных спонсоров партии. А летом было объявлено о слиянии с Партией жизни, возглавляемой председателем Совета Федерации Сергеем Мироновым. Позже к ним примкнула Партия пенсионеров во главе с Игорем Зотовым. Слиянию предшествовали последовательные личные встречи Владимира Путина с каждым из лидеров партий.
Впрочем, к концу года Дмитрий Рогозин, видимо, получил поддержку части Кремля, поскольку после нескольких месяцев несвойственного ему полного исчезновения из публичного политического пространства вновь вернулся в политику -- на сей раз
возглавив свой прежний проект, «Конгресс русских общин», к названию которого теперь присовокупили бренд "Родина".
Поддалась объединительной моде и без того «единая» партия власти. В октябре
«Единая Россия» дружественно поглотила Российскую объединенную промышленную партию -- организацию, близкую ей по духу, недаром «промышленники» на прошлых выборах прошли в Думу по списку единороссов. На очереди -- Аграрная партия, чей лидер Владимир Плотников также работает в думской фракции «Единой России».
Более мелкие партии левой ориентации, которых по каким-то причинам не взяли ни в «Единую Россию», ни в «Справедливую», тоже решили пойти на предстоящие думские выборы вместе. Объединяться собрались «Патриоты России»
Геннадия Семигина, Народная партия Геннадия Гудкова, Партия возрождения России Геннадия Селезнева, Партия социальной справедливости Алексея Подберезкина, Социально-демократическая партия Владимира Кишенина, Социалистическая единая партия России Василия Шестакова. У них уже есть свое представительство в Госдуме -- некоторые члены этих партий, будучи депутатами, вступили во фракцию «Родина» («Народная воля» -- СЕПР), где тут же поменяли руководителя с Сергея Бабурина на Геннадия Семигина.
Не слишком удачным был уходящий год для единственной партии, которая была представлена во всех российских парламентах в новейшей истории, -- ЛДПР. Партия показала необычно низкие для себя результаты на октябрьских выборах в ряде регионов. В аппарате либеральных демократов поговаривают, что их голоса отнимали в пользу набирающей обороты «Справедливой России». По некоторым сведениям, бессменный вождь либерал-демократов Владимир Жириновский, который весной на съезде партии в день своего 60-летия присягал на верность Кремлю, сейчас всерьез опасается, что не попадет в следующую Думу. Его страхи можно понять: и в нынешнем созыве парламента у власти нет нужды в голосах ЛДПР, поскольку «Единая Россия» обладает конституционным большинством. Но даже если на следующих выборах единороссы получат меньше мест в парламенте, на помощь придет новая «левая нога» -- «Справедливая Россия».
2006 год был также отмечен, как обычно, бесплодными попытками объединить демократический лагерь. Недавно лидер «Союза правых сил» Никита Белых на съезде партии наконец был вынужден признать, что объединительные переговоры с «Яблоком» зашли в тупик. «Яблоко» не рассматривает СПС как равноправного партнера и не готово объединяться с СПС на равных», -- сказал г-н Белых. В то же время летом «яблочники», поддавшись общей тенденции, продемонстрировали некий объединительный порыв. Однако выразился он в основном в смене названия. До этого «Яблоко» называлось «российской демократической партией», теперь -- «российской объединенной партией». Кроме того, «яблочники» приняли в свои ряды известных экологов и правозащитников.
В нынешнем году была предпринята и первая в России попытка создать надидеологическую оппозицию из представителей политических сил широкого спектра. Инициатором такой попытки стал «Объединенный гражданский фронт» во главе с экс-чемпионом мира по шахматам Гарри Каспаровым, а в состав объединения, названного "Другая Россия", вошли экс-премьер Михаил Касьянов и его «Народно-демократический союз», запрещенная Национал-большевисткая партия Эдуарда Лимонова, независимый депутат Госдумы Владимир Рыжков, чья Республиканская партия пока не прошла перерегистрацию, и ряд других оппозиционных политиков. Пока "Другая Россия" ограничилась проведением конференции накануне саммита "большой восьмерки" в Петербурге летом нынешнего года, на котором выступили представители ряда зарубежных посольств, и недавним митингом на Триумфальной площади в Москве против поправок в выборное законодательство.
Главной задачей этого конгломерата разнородных политических сил станет выдвижение единого оппозиционного кандидата на президентских выборах в 2008 году. Однако ожидать появления объединенной демократической партии на базе "Другой России" не приходится -- слишком разнороден состав участников этого проекта.