Время новостей
     N°216, 23 ноября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.11.2001
От Ивана Петровича
Теперь будут награждать и за «повесть года»
Наши литературные премии в изрядной мере ориентированы друг на друга. Ясно, что без Букера не было бы ни Малого Букера, ни Антибукера, кажется, завершающих свое земное бытие. Некогда анонимный спонсор Малого Букера, обернувшийся английским русофилом Френсисом Грином, заявил об исчерпанности своего десятилетнего проекта. В последний раз этой премией 28 ноября будет отмечен переводчик с английского; оспаривать лавры предстоит Владимиру Бабкову (Норман Мейлер. «Крутые парни не танцуют»), Геннадию Барабтарло (Владимир Набоков. «Быль и Убыль»), Михаилу Бутову (Сэмюэл Беккет. «Мерсье и Камье»), Виктору Голышеву (Иэн Макьюэн. «Амстердам»), Марии Завьяловой (Тони Моррисон. «Джаз») и Александру Ливерганту («Ничего смешного. Сборник англоязычного юмора и пародий»). Работы все достойные. Единственная неожиданность -- прорыв в шорт-лист рукописи (!) Михаила Бутова, отнюдь не переводчика, а прозаика, к тому же два года назад стяжавшего романом «Свобода» Букера-главного. Надежды на триумф альтернативно-сетевого перевода саги о Гарри Поттере не оправдались. Что же до Антибукера, то лица, приближенные к «Независимой газете», келейно заверяют, что в связи с уходом из «НГ» Виталия Третьякова сей «премиальный пакет» уже в нынешнем году разыгрываться не будет. Может, конечно, и пиарят (денег Бориса Березовского не на один «Триумф» хватит), но и на правду похоже (Третьяков свою любимую игрушку за так вряд ли отдаст).

Однако кому похороны, а кому и крестины. В прошлом году «Новый мир», стремясь поколебать букеровское единодержавие романа, учредил премию имени Юрия Казакова за «рассказ года». Неоприходованной из триады основных прозаических жанров осталась одна лишь повесть. Сиротинушку без внимания не оставили -- издательство «Эксмо» и журнал «Знамя» (главный конкурент «Нового мира») вызвались премировать «повесть года». Координатор и «крестная мать» премии -- Наталья Иванова, заместитель главного редактора «Знамени» и куратор изданий современной прозы в «Эксмо». Новорожденная награда носит славное имя покойного (всегда живого!) Ивана Петровича Белкина, сочинителя пяти изрядных повестей, изданных в 1831 году неким А. П., всяко выбраненных тогдашними критиками (свист был дружный -- от Булгарина до Белинского), а позднее сильно полюбившихся как читателям, так и писателям (от Достоевского до Зощенко). До 25 декабря на соискание белкинской премии могут выдвигаться повести, напечатанные в текущем году (правом номинации обладают периодические издания -- газета «Время новостей» в том числе, творческие союзы и литературные критики), 15 февраля жюри назовет пять призеров (четверо из которых получат по 500 долл.), а в марте -- победителя (ему достанется сумма в десять раз большая -- 5 тыс. долл.).

Остроумцы предположили, что шорт-лист будет ориентирован на внутрижанровое разнообразие: «Выстрел» -- за повесть батальную, «Станционный смотритель» -- за «путевые впечатления», «Метель» -- за природоописательную, «Барышня-крестьянка» -- за деревенскую, «Гробовщик» -- за производственную. (Предлагали, впрочем, по этой номинации награждать литературных критиков, тем паче, что своей премии у них -- кажется, единственных -- нет как нет.) Все это досужие вымыслы: тематических ограничений не будет -- были бы повести. Повести, конечно, найдутся, что не избавит жюри от долгих и не слишком осмысленных словопрений о том, не является ли очередная «повесть» «романом» или «рассказом». Что ж, не только букеровским и казаковским судьям пристало мучиться проблемами дифференциации жанров.

Не так уж это и страшно. Тем более для первого белкинского жюри, собравшего людей бывалых: писатель Фазиль Искандер (председатель), критик Алла Латынина, социолог и переводчик Борис Дубин, главный редактор «Знамени», критик Сергей Чупринин, актер и литератор Сергей Юрский. Из пяти судей четверо прошли суровую школу букеровских жюри разных лет -- знают, почем фунт лиха.

Утверждают, что Букер не то оживил русский роман, не то принудил писателей растягивать повести до престижных габаритов. Соответственно и на новую премию возлагают надежды: теперь повести косяком пойдут. По мне, сомнительно. Стоящие писатели работают все-таки не премий ради. Тем отраднее, что иные из них получают премии. Теперь и за повести. Хороший, однако, человек был Иван Петрович Белкин.

Андрей НЕМЗЕР