|
|
N°216, 23 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В его защиту...
Завтра исполняется 10 лет со дня смерти Фредди Меркьюри
Самая яркая личность среди рок-музыкантов, один из лучших певцов в мире умер от СПИДа, мучившего его несколько лет. Смерть этого человека стала поворотной точкой не только для музыки (после нее стало понятно, что старый, классический рок ушел окончательно), но и для общественной жизни: карту сексуальной ориентации и болезни певца разыгрывали многие -- общественные организации, фонды, СМИ... Если это кому-то помогло, то за них можно только порадоваться, но теперь, спустя 10 лет, шелуха отпала, и осталось главное -- творчество. А успехи Меркьюри на музыкальном поприще просто поразительны -- больше десятка альбомов в составе Queen, сольные альбомы, перепевки «стандартов» -- в том числе песни с говорящим названием In My Defense («В мою защиту») -- не говоря уже об одном из самых громких музыкальных проектов века -- дуэте с Монсеррат Кабалье. Запечатленный на альбоме Barcelona опыт сотрудничества рок-вокалиста с оперной дивой заставил понять: настоящий певец не определяется репертуаром. То же самое относится к Меркьюри -- автору песен. Queen заслуженно считается классикой рок-музыки, но песни, написанные Фредди (а это большинство хитов), получались как бы внежанровыми. Никаких тебе блюзовых квадратов и роковых риффов, зато часто -- джазовые аккорды и вальсовые размеры. Тогда казалось, что это свежо, сейчас -- что прекрасно. При всем своем маньеризме и дендизме Queen были потрясающе современны и органичны -- и в 70-е, и в 80-е, и в 90-е. Альбомы Queen как бы взгляд на время со стороны. В их трактовке хард-рок 70-х, электро-поп 80-х легко сочетаются с почти пародийными стилизациями. Например, «диксиленд» Lazing on a Sunday Afternoon или «рокабилли» Crazy Little Thing Called Love -- образцы чистых жанров (эти понятия можно в данном случае и без кавычек писать).
Queen во многом были новаторами. Даже в таком грустном жанре, как «посмертный» альбом, символично названный ими Made In Heaven. Он вышел уже после смерти фронтмена группы. Альбом этот, при всех его минусах и недочетах, служит еще одним доказательством того, что говорящие о «культе личности» Меркьюри несправедливы: музыканты Queen (Роджер Тэйлор, Джон Дикон и Брайан Мэй) -- не просто довесок к Великому Артисту, но оправа для бриллианта. Что немаловажно. И естественно. Особенно если учесть тот ювелирный уровень мастерства, который отличал героя нашей сегодняшней публикации.
Александр БЕЛЯЕВ