|
|
N°216, 23 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мода не в моде
Мировая fashion-индустрия вышла на российский подиум
В Москве открылась VIII Неделя Высокой моды. Церемонию открытия впервые посетил министр культуры России Михаил Швыдкой, подтвердив тем самым статус моды как части культуры. В ином аспекте рассматривает моду мэр столицы Юрий Лужков -- в его приветственном письме говорилось о «благородном деле повышения качества жизни москвичей».
Москвичи, пришедшие на открытие, не слишком отличались от обычной публики концертного зала «Россия», посещающей выступления эстрадных артистов и танцевальных коллективов. От эстрады, как обычно, представительствовали Лев Лещенко, Владимир Винокур, Иосиф Кобзон... Наряды присутствовавших в основном свидетельствовали о том, что мода в России пока не стала частью культуры. Несчастные русские дамы, в течение полугода обреченные на зимние сапоги... На лицах части мужчин, упакованных в стандартные черные костюмы, упорно держалось выражение, более приличествующее деловым совещаниям с применением сильных методов воздействия. Впрочем, некоторые дамы специально к случаю принарядились, но выглядело это пугающе -- особенно запомнилась одна барышня: платье в зеленых горохах, боа из зеленого же меха и что-то крученное на голове в стиле городского романса.
Открыл неделю ее постоянный участник -- литовский, но с парижской пропиской Дом моды Nijole. На этот раз он представил коллекцию pret-a-porte de luxe от Валентина Юдашкина «Сон в зимнюю ночь». Изделия Ниеле Величкене известны во всем мире и наверняка отличаются хорошим качеством. Тем не менее во время показа манекенщицы двигались в облачках от сыпавшегося меха, а одна из шубок даже разошлась по шву, простите, прямо на заднице.
Мех очень эффектный материал, хотя современные технологи издеваются над ним как хотят: мех стригут, выщипывают, красят, режут на мелкие кусочки и вяжут из них сети... Редчайшего белого соболя коротко подстригли, а кожаную поверхность покрасили под джинсовую ткань... Другая модель притворилась (и очень похоже) махровым банным халатом. Разноцветные кусочки меха сложили в орнамент на прозрачной ткани пышных юбок. Свою обычную барочную щедрость Валентин Юдашкин на этот раз старался сдерживать. Видимо, напрасно. Публика быстро начала скучать и оживилась только в финале, увидев традиционный свадебный туалет в комплекте с белой пушистой ушанкой, позади которой развевались две вуали.
Во второй части шоу свою коллекцию показал французский Дом Pierre Balmain. Никакой экстравагантности в ней не было, но и открытий тоже. Очевидно, Pierre Balmain сегодня не в авангарде. Спокойный силуэт, изящные линии -- все это в духе классического стиля Дома. Но даже манекенщицы в этих одеждах стали элегантнее, и выражение лица у них сделалось мягче, хотя спотыкались они по-прежнему.
Стиль, однако, дело не только таланта, но и в первую очередь культуры, как совокупности общепринятых ценностей и воспитанных с детства навыков. Поэтому некоторое единство между залом и подиумом неизбежно. Судя по первому вечеру, Неделя ни в коем случае не является элитным мероприятием. Сравните ее аудиторию, к примеру, с публикой престижных гастролей в Большом театре. Мода не в моде. Те, кто покупает одежду в дорогих бутиках, не рвутся познакомиться в Москве с тем краем моды, что по определению должен быть передним.
Впрочем, у новых российских модельеров, участников соревнования за приз «Золотой манекен», появятся, возможно, и другие зрители. Игорь Чапурин, одевший спектакли Олега Меньшикова, Андрей Шаров, Виктория Андреянова, Татьяна Парфенова в компании с молодыми и еще малоизвестными именами, хочется надеяться, способны придумать нечто особенное, не столь формально совершенное, как у французов с их опытом и историей, но зато более креативное и веселое.
Скажем, новая коллекция победительницы прошлогоднего конкурса Виктории Андреяновой называется «Показательные выступления», а продемонстрирует ее российская сборная по художественной гимнастике во главе с абсолютной чемпионкой мира Алиной Кабаевой. В интервью газете «Время новостей» Виктория Андреянова сказала, что идея коллекции -- сочетания моды и спорта -- родилась спонтанно. «Дело в том, что я сама в прошлом серьезно занималась художественной гимнастикой, но в шестом классе оставила это увлечение, о котором вспоминаю теперь как о нереализованной мечте. Конечно, пригласить гимнасток в качестве манекенщиц было рискованно. Они невысокие, у них нет «фирменной походки». Но мне кажется, что в самой этой идее был какой-то драйв, была история».
Мне кажется, что в нашей моде именно драйв и важен. Потому что все, что мы делаем руками...
Алена СОЛНЦЕВА