Скоропостижная кончина Сапармурата Ниязова сулит газовому портфелю «Газпрома», а значит, и всем его потребителям серьезными потрясениями. Пока никаких объективных предпосылок для сбоя поставок газа из Туркменистана нет. Из Ашхабада доносятся официальные заявления о политике преемственности. «Туркменистан будет верен принятым на себя обязательствам перед ООН, международными организациями и двусторонним соглашениям», -- говорится в заявлении правительства и депутатов страны.
Однако в отсутствие понятного механизма передачи власти и, соответственно, ясности с будущим руководителем страны официозные заявления выглядят неубедительно. Так же, как и то, что риски борьбы за власть в Ашхабаде, которая, очевидно, будет приправлена геополитическим столкновением России, Китая и США, самым пренеприятным образом могут отразиться на стабильности поставок энергоносителей. Сейчас надежность газоснабжения попросту некому гарантировать.
Это, судя по всему, прекрасно понимают в «Газпроме», где будущее сотрудничества с постниязовской Туркменией вообще не комментируют. Хотя другие заинтересованные структуры демонстрируют уверенность в завтрашнем дне. Так, пресс-секретарь еврокомиссара по энергетике Андриса Пиебалгса Ферран Торрадельяс заявил Интерфаксу: «ЕС газ непосредственно в Туркмении не закупает.
Туркмения весь газ продает России. Если до европейских стран доходит часть именно туркменского газа, то он поступает под маркой российского». В Венгрии, которая является импортером туркменского газа, сохраняют твердую уверенность в поставках в краткосрочной перспективе. «При политической системе, основанной в значительной мере на личной власти, переходный период может оказаться непростым. Мы не можем знать, в каком направлении будет развиваться эта страна в долгосрочной перспективе», -- сказал Интерфаксу пресс-секретарь венгерского газового импортера Emfesz Борис Шестаков. В то же время, говорит он, «речь идет о долгосрочных международных контрактах, Туркмения будет продолжать нуждаться в деньгах, поэтому, я надеюсь, ничего не изменится».
На сегодняшний день Туркменистан -- это ежегодные продажи «Газпрому» около 40 млрд кубометров газа, или примерно 7% всех продаж российского монополиста. Хотя формально голубое топливо из Туркменистана в полном объеме продается через швейцарского трейдера RosUkrEnergo на рынке Украины, любые перебои будут крайне болезненны для всей системы газоснабжения России, других стран бывшего Советского Союза и Европы. «В случае чего» компенсировать потерю столь значительного объема поставок «Газпром» оперативно точно не сможет. А туркменский газ -- это еще и более половины потребления Украины, крупнейшего транзитера газпромовского сырья в Западную Европу. То, что проблемы с поставками газа для украинских нужд способны спровоцировать энергетическую панику у европейцев, отчетливо показали события прошлого года. Сейчас «Газпром» с Киевом договорился заранее. Тот факт, что юридически он не является поставщиком туркменского газа Украине, ничего не меняет: невыполнение RUE своих контрактных обязательств (а это будет неизбежным, если Ашхабад в силу тех или иных причин приостановит поставки) ляжет тяжким бременем именно на «Газпром».
«Я думаю, наверное, для Украины самое главное сегодня -- какие отношения будут у нового руководства Туркменистана с Российской Федерацией», -- приводит Интерфакс слова зампреда фракции Партии регионов в Раде Евгения Кушнарева. Хотя Туркмения для Украины является стратегическим партнером, подчеркнул депутат, теперь об этом можно говорить в «прошедшем времени»,
поскольку прямых взаимоотношений в ключевом для Украины вопросе -- вопросе поставок газа -- нет.
Как известно,
продажи туркменского газа «Газпрома» осуществляются в рамках 25-летнего соглашения о сотрудничестве, которое в апреле 2003 года подписали в Москве Владимир Путин и Сапармурат Ниязов. Умерший Туркменбаши лично вел все газовые переговоры и, по слухам, единолично распоряжался выручкой от проданного газа. Свежей аудированной информации о запасах газа на территории Туркменистана нет. Согласно еще советским данным, извлекаемые запасы газа в республике составляли 3 трлн кубометров. За 15 лет с момента развала Союза было добыто около 1 трлн кубометров.
В сентябре глава «Газпрома» Алексей Миллер и г-н Ниязов договорились, что с 1 октября 2006 года до конца 2009 года российский концерн будет закупать до 50 млрд кубометров туркменского газа по 100 долл. за тысячу кубометров. В то же время
Туркменбаши постоянно шантажировал Москву различными прожектами экспорта газа в обход России. Начиная с лоббировавшихся американцами Трансафганского газопровода в Пакистан и Индию и Транскаспийского (по дну Каспия в Азербайджан и далее по Баку--Тбилиси--Эрзерум в Турцию и на Балканы) и заканчивая соглашением о намерениях с Китаем о начале экспорта в Поднебесную 30 млрд кубометров через Узбекистан и Казахстан. Туркменбаши тем не менее никогда не реализовывал эти угрозы, но с его уходом со сцены их могут взять на вооружение новые действующие лица.