|
|
N°237, 22 декабря 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В шаге от резолюции
Ирану мешают стать ядерным знаменосцем
Сегодня Совбез ООН может принять многострадальную резолюцию о введении санкций против Ирана. Ее проект в целом готов. «Мы проголосуем за резолюцию в пятницу утром (по нью-йоркскому времени. -- Ред.)», -- заявил накануне постпред Великобритании при ООН Эмир Джонс-Перри. Постоянные члены Совбеза считают, что Иран не выполнил требование мирового сообщества приостановить обогащение урана и обеспечить максимальную прозрачность своей ядерной программы.
Иран уже дал понять, что будет считать принятие резолюции враждебным актом и угрозой национальной безопасности. Об этом заявил вчера иранский министр иностранных дел Манучер Моттаки в интервью арабскому спутниковому телеканалу «Аль-Арабия». По его словам, «Иран следует считать страной, всемерно содействующей выполнению Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и являющейся знаменосцем прогресса в мирном использовании ядерной энергии во всем мире». «Если антииранская резолюция будет принята, -- заявил г-н Моттаки, -- это внесет изменения как в механизм нашего тесного сотрудничества с Международным агентством по атомной энергии, так и в наше поведение в различных областях». А президент страны Махмуд Ахмадинежад накануне вновь обвинил «США и некоторые европейские страны» в попытке воспрепятствовать развитию Ирана. «Они думают, будто иранский народ станет ждать их разрешения на собственный прогресс. Но они должны знать, что иранский народ уже выбрал путь величия и славы», -- заявил он на массовом митинге в одном из древнейших иранских городов Кангавар. По словам президента Ахмадинежада, Иран находится «всего лишь в одном шаге от успеха» и намерен заявить об успешной реализации своей ядерной программы в начале февраля будущего года -- в дни празднования очередной годовщины Исламской революции 1979 года.
Вероятность принятия Совбезом ООН резолюции об антииранских санкциях как никогда высока. Последним спорным моментом оставалось положение, вводящее запрет на зарубежные поездки и замораживающее финансовые фонды и счета организаций и отдельных лиц, связанных с ядерной и ракетной программой Ирана. Под него подпадают, в частности, функционеры Организации по атомной энергии Ирана и лица, отвечающие за деятельность атомных объектов в Араке и Натанзе. России это положение весьма не понравилось. «Ряд положений, которые касаются запрета на поездки за границу иранских официальных лиц, мы однозначно рассматриваем как попытку привнести в резолюцию элемент наказания, а мы изначально договаривались это не делать», -- заявил глава российского МИДа Сергей Лавров.
В результате в вопросе о зарубежных поездках иранских функционеров, похоже, удалось прийти к компромиссу. «Запрет на поездки снят, -- отметил постпред России при ООН Виталий Чуркин. -- Вопрос поездок будет рассматриваться творчески, что больше соответствует нашим представлениям». Подробности пока неизвестны, однако, если верить утечкам, новая формулировка призывает все страны «проявлять бдительность в вопросе о въезде или транзите лиц, которые участвуют, причастны или поддерживают деятельность Ирана в чувствительной области ядерного распространения или в разработке систем доставки ядерного оружия».
Кроме того, резолюция запрещает поставки в Иран и из Ирана материалов и технологий, способных помочь ему «в деятельности, связанной с обогащением и переработкой урана, созданием реактора на тяжелой воде или развитием систем доставки ядерного оружия», в первую очередь баллистических ракет. По свидетельству г-на Чуркина, «проект резолюции отражает российский подход и российскую философию резолюции о том, что она не должна носить карательного характера». По его словам, в нем нашли отражение «некоторые очень серьезные принципиальные моменты», на которых Россия настаивала с самого начала процесса работы над документом. В частности, из него убрано какое бы то ни было упоминание о строящейся при участии России АЭС в Бушере.
В самом Иране настроены оптимистично. По словам источника «Времени новостей» в иранском МИДе, «в Тегеране надеются, что в конце концов вопрос закроется и ядерное досье Ирана передадут в организацию, уполномоченную его рассматривать, -- в МАГАТЭ». Другим вариантом развития ситуации, по мнению нашего собеседника, является принятие Совбезом ООН после многочисленных согласований и компромиссов «настолько обтекаемой резолюции, что она будет носить формальный характер». «Для самого Ирана вопрос его ядерного досье уже закрыт. Страна получила мирный атом и, являясь членом ДНЯО, имеет полное право заниматься обогащением урана», -- заявил он. К тому же Иран трудно напугать санкциями. «Мы уже 27 лет живем под санкциями, и они не мешают нам успешно развиваться, доказательством чему и служит успех иранской ядерной программы», -- пояснил собеседник «ВН».
Что же касается жестких заявлений иранских лидеров в адрес государств, готовящих резолюцию, то иранский источник «ВН» призвал не нагнетать страсти в том, что касается России. «Я даже не знаю, что должно случиться, чтобы испортились российско-иранские отношения. У Москвы и Тегерана не только совпадают стратегические цели, но и имеется широкое поле для всестороннего и взаимовыгодного экономического сотрудничества», -- заявил он.
Петр ИСКЕНДЕРОВ