|
|
N°216, 23 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Гагаузы хотят республику
У Кишинева появился второй фронт
В то время как молдавский президент Владимир Воронин подписывал в Москве базовый межгосударственный договор с Владимиром Путиным, у него дома происходили события, которые могут привести к возникновению еще одного сепаратистского региона помимо Приднестровья.
Гагауз-Ери (Гагаузская земля) -- автономное национальное образование на юге страны -- заявило о том, что желает быть республикой. На съезде региональных депутатов всех уровней одобрен радикальный вариант изменения молдавской конституции. Документ-ультиматум оговаривает, что «Республика Гагаузия самостоятельно решает вопросы политического, экономического, социального и культурного развития». Она претендует на право осуществлять прямые внешние экономические, торговые, культурные и другие связи, а также хотела бы иметь своих представителей в посольствах и консульствах Молдавии за рубежом.
Председатель народного собрания (местный парламент) Михаил Киндегелян сообщил газете «Время новостей», что автономия настаивает на предоставлении Гагауз-Ери квот в парламенте, правительстве и судебной власти Молдавии с правом вето по вопросам, затрагивающим интересы региона. Природные ресурсы территории должны быть законодательно оформлены как собственность Гагауз-Ери. Гагаузы хотят иметь президента и правительство, гагаузские министры автоматически должны считаться заместителями глав соответствующих ведомств Молдавии. Пока задуманная республика планируется в качестве составной части Молдовы. Но в будущем году в Гагаузии проведут референдум по самоопределению и возможному расширению за счет близлежащих населенных пунктов -- болгарских и болгаро-гагаузских сел.
В 1989 году гагаузы уже провозглашали независимую от Молдавии Гагаузскую республику, которая создала национальную гвардию, суды, прокуратуру и прочее. Кишинев отправил на юг молдавских волонтеров. Если бы не вставшие тогда между сторонами советские войска, вооруженного конфликта было бы не миновать. В 1994 году молдавский парламент даровал гагаузскому региону статус автономии. Гагаузы сдали оружие (а вооружен был каждым дом) и стали жить с Молдавией одним домом. На деле автономия оказалась декларацией, так как не были внесены соответствующие изменения в конституцию страны и молдавское законодательство. Последней каплей в чаше терпения стало решение Кишинева о включении предприятий на территории автономии в общемолдавскую программу приватизации.
Молдавский парламент постарался погасить конфликт, предложив гагаузам признать за ними право собственности на природные ресурсы и землю, на которой они проживают, и записать в конституцию Молдавии право населения Гагаузии на самоопределение в случае изменения статуса Молдавии. Но предложения, как выяснилось, запоздали, а аппетиты у гагаузов выросли.
Вице-спикер молдавского парламента Вадим Мишин заявил, что гагаузы, по сути, требуют федерализации Молдавии, что невозможно.
Это, однако, не вполне соответствует последним заявлениям президента Воронина, которые вызвали большое оживление в Тирасполе. Президент Молдавии упомянул о разработке нового документа по статусу Приднестровья, «аналогичного договору между Россией и Татарстаном». Статус ассоциированного члена Федерации «наиболее полно соответствует позиции Приднестровья», ответили из Тирасполя. В пресс-службе президента Молдавии нам уточнили: в Кишиневе рассматриваются все возможные варианты статуса Приднестровья, в том числе и по типу Татарстана в Российской Федерации. Приднестровский лидер Игорь Смирнов заверил газету «Время новостей», что диалог с Кишиневом может возобновиться, «как только прекратится таможенная блокада региона».
Светлана ГАМОВА, Кишинев