|
|
N°237, 22 декабря 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тюрьма как политическое убежище
Ивановский суд создал неожиданные препятствия властям Узбекистана
Дело «ивановских узбеков» -- 12 граждан Узбекистана и одного гражданина Киргизии, ровно полтора года содержащихся в ивановском СИЗО №1 в ожидании депортации в Узбекистан в связи с обвинением в подготовке андижанского мятежа, -- приобретает все более скандальный характер. Октябрьский суд города Иваново признал неправомерным решение управления Федеральной миграционной службы по Ивановской области (УФМС) об отказе в предоставлении им временного убежища. Тем самым российская Фемида косвенно признала, что Россия может стать хотя бы временным убежищем для политических противников узбекского режима.
"Город невест" с недавних пор приобрел славу "гнезда мирового терроризма", в котором якобы плелись нити заговора против законного президента Узбекистана Ислама Каримова. Ориентировка на задержание 14 сотрудников предприятия ООО «Российский текстильный союз» («Ростекс»), занимавшегося импортом в Россию узбекского хлопка, пришла в российскую прокуратуру от коллег из Узбекистана в июне прошлого года -- вскоре после кровавых майских событий 2005 года в Андижане. Кроме 12 узбеков среди них был один гражданин Киргизии, а также сам руководитель предприятия с российским паспортом -- этнический узбек Хатам Хаджиматов. Задержанные не скрывали своей оппозиционности узбекскому режиму, но отрицали какую-либо причастность к андижанским событиям.
В Узбекистане считают иначе: предполагается, что именно через Иваново переводились крупные денежные суммы для финансирования андижанского мятежа. Хатам Хаджиматов после трехмесячной отсидки был отпущен: у него был российский паспорт, и Узбекистан не мог претендовать на его депортацию. Снова взять его под стражу после того, как суд Ханты-Мансийска признал его российское гражданство недействительным, не удалось: он уже уехал на Украину. Оставшиеся под стражей стали просить политического убежища в России.
Однако УФМС по Ивановской области отказало «ивановским узбекам» в предоставлении им как временного убежища, так и статуса беженцев. В течение полутора лет заключенные оспаривали законность отказа признать их беженцами в судах всех инстанций, но безрезультатно. К делу подключилось управление верховного комиссара ООН по делам беженцев. В апреле нынешнего года оно направило российскому правительству свои рекомендации отказаться от депортации. Адвокаты осужденных указывали, что в Узбекистане не отменена смертная казнь, нарушаются права человека, а к депортантам могут быть применены пытки. Тем не менее Генеральная прокуратура в июле приняла решение об экстрадиции «ивановских узбеков» на этническую родину.
Казалось, «ивановские узбеки» со дня на день должны были оказаться в Ташкенте. Но как раз к тому времени Страсбургский суд по правам человека уже принял к рассмотрению жалобу адвокатов на решения российских судов. В связи с этим решение об экстрадиции было приостановлено самой Генпрокуратурой. Характерно, что теперь, после того как депортацию притормозили, Октябрьский суд Иванова неожиданно признал, что УФМС, отказывая узбекам во временном убежище, не приняло во внимание принципы Женевской конвенции.
Хотя ивановский суд проявил завидное уважение к принципам международного права, но даже если его решение не будет оспорено УФМС в суде высшей инстанции, реальное положение «ивановских узбеков» в ближайшее время не изменится. Как сообщили «Времени новостей» в УФСИН и прокуратуре Ивановской области, на ожидающих депортации граждан не распространяется положение УПК о максимальном сроке предварительного заключения в полтора года. «Они будут сидеть, пока Страсбургский суд не вынесет своего решения», -- пояснили в областной прокуратуре.
Алексей ЯРОСЛАВЦЕВ