Кабинет министров Михаила Фрадкова не двоечники и не отличники, если судить по итогам 2006 года. Вчера члены правительства на своем заседании говорили о том,
что сумели и что не сумели выполнить из пунктов перспективного плана социально-экономического развития страны в текущем году. В отношении макроэкономических показателей все, казалось бы, неплохо. Премьер так и сказал: "Год заканчиваем с результатами лучшими, чем ожидали». Но поскольку изначально никто планку не поднимал, то, в общем-то, обольщаться членам кабинета насчет своих достижений не приходиться. И об этом сказал премьер: «Магия позитивных результатов не должна успокаивать».
По словам самокритичного министра экономического развития Германа Грефа, «процент неисполнения плана действий правительства значителен». Из 84 пунктов десять не выполнены. А 74 не все выполнены до конца. Среди «плохишей» лидирует Министерство регионального развития. Но не только недоработки отдельных министерств и ведомств привели к тому, что правительство не смогло выполнить многое из заявленного на год, но и слабая политическая воля кабинета в целом. Г-н Греф назвал сферы, в которых удалось мало, если не сказать -- ничего: это изменение законодательства в части установления прозрачности
регулирования тарифов и ЖКХ, в частности, один из важнейших пунктов
об управлении многоквартирными домами. Был у главного экономиста и один положительный отзыв: «Для финансового сектора 2006 год стал переломным, он развивался хорошими темпами». Правда, г-н Греф здесь забыл упомянуть о том, что
МЭРТ и Минфин вот уже целый год спорят об изменениях в Бюджетном кодексе. И судя по всему,
этот пункт плана правительства так и не будет исполнен в уходящем году. Даже несмотря на то, что согласительный процесс уже взял в свои руки лично премьер, перспектив договориться полюбовно пока нет. Кстати, вчера после правительственного заседания г-н Фрадков провел в своем кабинете рабочее совещание на эту тему. И вновь без особого успеха. МЭРТ продолжает возражать против предложений Минфина по изменению Бюджетного кодекса.
Г-н Фрадков затребовал от Германа Грефа доклад с анализом причин разногласий. В МЭРТ считают, что после принятия поправок Минфина органы исполнительной власти просто не смогут даже составить свои инвестиционные планы. По мнению ведомства г-на Грефа, исключение прямого упоминания в Бюджетном кодексе Федеральных целевых и Федеральных адресных инвестиционных программ сводит на нет инновационно-инвестиционные усилия правительства. А потому в МЭРТ поправки Минфина считают не «поправками», а «полным изменением концепции». Надо отметить, что большинство участников совещания так и не поняли, в чем собственно заключается принципиальность позиции МЭРТ. Если раньше Минфин грозил изменением статьи о стабилизационном фонде в Бюджетном кодексе, это было понятно. Но на сегодняшний день в предложениях финансистов нет ни слова о стабфонде. А замена выражения «федеральные целевые программы» на «государственные целевые инвестиции» никто, кроме г-на Грефа, как кардинальное изменение не расценивает.
Премьер еще на заседании кабинета указал г-ну Грефу на то, что план действий правительства хромает еще и потому, что он «не синхронизирован с планом законодательной деятельности». «Как раз возвращаю вас к видению целостной картинки. Герман Оскарович, -- обратился премьер к главному экономисту страны, -- это ваши функции. Быть и драматургом, и режиссером. Чтобы вся картина была ясна до нюансов. А то мы, правительство, не единая команда, а так -- в разбежку!»
С планом законопроектной деятельности правительства отдельно выступил министр юстиции Владимир Устинов. Он сообщил, что из 77 проектов принято лишь 42, и все потому, что никто не имел концепции. Министры начали возмущаться. Только г-н Греф насчитал 20 наиважнейших законов, которые остались за бортом, и потребовал: «Нам надо по этому хвостику какое-то решение принять!» «Да, мы себя несколько заужаем», -- согласился премьер. Но вице-премьер Александр Жуков сказал, что у многих министерств законопроекты «пока только в голове». «Что ж, -- откликнулся г-н Фрадков. -- Нам сейчас головы министров очень нужны. В хорошем смысле».
Г-н Устинов тут же заявил
о необходимости поставить оборонку в приоритетное положение. «Я сам офицер запаса, но не думаю, что это важнее, к примеру, банковской сферы», -- попытался остудить милитаристский пыл бывшего генпрокурора г-н Фрадков. «Не будет обороноспособности -- ничего не будет!» -- решительно заявил министр юстиции. «А без экономики проживем, я так понимаю...» -- с тихим сарказмом вставил со своего места Герман Греф. Впрочем, как говорят в Белом доме, министр экономического развития в последнее время часто делится с коллегами планами попробовать себя в бизнесе, так что, возможно, он действительно скоро останется "без экономики".
Правительство на вчерашнем заседании одобрило проведение допэмиссии акций ВТБ в мае 2007 года. «До 50% акций должно быть размещено в России, остальные -- на зарубежных площадках», -- сказал глава МЭРТ Герман Греф. Объем допэмиссии в рамках IPO составит 90--120 млрд руб., отметил министр. В результате первичного размещения доля государства снизится до 75% плюс одна акция с учетом перехода на единую акцию с купленным ранее ВТБ Промстройбанком. Такой уровень участия государства в уставном капитале банка сохранится до 2010 года, отметил Греф. Второе размещение акций ВТБ запланировано на 2010 год, когда банку, по словам Грефа, потребуется 210--250 млрд руб. для развития региональной сети и укрепления материальной базы "дочек" за рубежом. Если государство не примет решения об участии в этой допэмиссии, то госдоля в уставном капитале ВТБ снизится до 50% плюс одна акция. Но даже в этом случае государство сохранит контроль за деятельностью банка, подчеркнул министр. Греф отметил, что в рамках запланированного на май IPO акции ВТБ будут предлагаться и физлицам.
РИА НОВОСТИ