Судебный процесс по делу о покушении на главу РАО «ЕЭС» Анатолия Чубайса развалился -- вчера была распущена коллегия присяжных, на которых, по мнению прокуратуры и Мособлсуда, оказывалось давление, могущее повлиять на объективность их окончательного решения. Новую коллегию начнут формировать после новогодних праздников. Тем временем у прокуратуры появился новый обвиняемый -- арестованный на прошлой неделе
сын бывшего главы «Роспечати» Иван Миронов, входивший, по мнению следствия, в группу заговорщиков, посягнувших на жизнь государственного деятеля Анатолия Чубайса. По мнению защиты, теперь обвинение, возможно, попытается ввести его в процесс над Квачковым, Найденовым и Яшиным.
Собственно, к такому решению суда все шло уже давно, и газета «Время новостей» не раз рассказывала о перипетиях и скандалах, сопровождавших как расследование покушения на главу РАО «ЕЭС России», так и ход самого процесса. То главный фигурант дела отставной полковник ГРУ Владимир Квачков из стен СИЗО «Матросская Тишина» выступил с интервью, в котором фактически призвал к насильственному захвату власти и экстремистской деятельности. То г-н
Квачков заявил о намерении стать депутатом Госдумы, а когда окружная избирательная компания отказала ему в регистрации,
объявил голодовку. Непростой была и процедура отбора присяжных, на которых настаивали подсудимые. А чуть меньше месяца назад, на одном из последних заседаний, от своих показаний отказался свидетель обвинения Игорь Карватко. Он заявил, что показания на предварительном следствии давал под давлением милиционеров, угрожавших ему и его семье. Это выступление перед присяжными, как выяснилось, и стало одним из доводов, на который опирался Мособлсуд, принимая решение о роспуске коллегии заседателей.
Покушение на главу РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса было совершено 17 марта 2005 года на выезде из поселка Жаворонки Одинцовского района Московской области. На пути следования кортежа взорвалась мина, после чего машины были обстреляны, но никто не пострадал. По версии следствия, организовали покушение на Чубайса бывшие десантники Александр Найденов и Роберт Яшин, полковник ГРУ в отставке Владимир Квачков, а также 25-летний аспирант исторического факультета одного из московских вузов Иван Миронов (год и восемь месяцев он находился в розыске, однако на прошлой неделе был задержан в Москве).
На преступление, как посчитали в прокуратуре, их толкнули экстремистские взгляды и личная неприязнь к г-ну Чубайсу. В результате обвинения подозреваемым были предъявлены не только в покушении на убийство и хранении оружия, но и в посягательстве на жизнь государственного деятеля.
Слушания дела в Мособлсуде начались в октябре. Процесс по настоянию обвиняемых проходил
с участием коллегии присяжных, которых выбирали почти пять месяцев. Сначала потенциальные заседатели по причине сезона отпусков не являлись в суд. Потом не было кворума у адвокатов. Когда же коллегия наконец сформировалась, стороны представителей потерпевшего и прокурора потребовали распустить присяжных. «В коллегии слишком много пенсионеров, они могут быть необъективны», -- заявил тогда представитель Чубайса адвокат Андрей Шугаев. Судья, правда, эти ходатайства не удовлетворил, зато удалил из зала суда главного обвиняемого Квачкова (за оскорбление присутствующих). Сам процесс сделали закрытым, а его участникам запретили общаться с прессой.
Тем не менее информация о ходе процесса в СМИ все же появлялась. Так, недавно выяснилось, что на одном из последних заседаний во время допроса, который мог стать кульминацией дела, главный свидетель обвинения Игорь Карватко отказался от своих первоначальных показаний. На предварительном следствии он заявлял, что видел, как подсудимые на даче у Квачкова возились с аккумуляторами, рассказывал, как возил Яшина и Найденова на рынок, где они закупали провода и коврики. Учитывая ценность этих сведений, Карватко включили в программу защиты свидетелей. Но на процессе он всех огорошил, сообщив, что давал показания под давлением милиционеров.
После его выступления гособвинитель опять попросил распустить присяжных. По закону вопрос о допустимости или недопустимости доказательств решается без присяжных, и потому, по мнению прокурора, услышанное от Карватко могло оказать влияние на коллегию. Тогда судья прокурору снова отказал, однако вчера, после нового обращения обвинителя и представителя потерпевших, все же встал на их сторону.
Адвокат одного из обвиняемых Руслан Закалюжный вчера сообщил, что в качестве оснований для роспуска в постановлении суд указал несколько причин. «Суд посчитал, что присяжные слишком много знали. На них, по мнению суда, оказывала давление не только пресса, которая освещала ход процесса, но и участники пикета, который проходил в поддержку подсудимых каждое судебное заседание», -- сказал он. (Пикет в поддержку Владимира Квачкова недалеко от здания суда состоялся и вчера. --
Ред.) -- Кроме того, в качестве основания для роспуска коллегии суд привел довод, что главный свидетель обвинения Игорь Карватко перед присяжными разгласил сведения о незаконных методах ведения следствия. Основным же, по словам защитника, как следует из текста постановления, стал факт, что «старшина присяжных предъявил недостоверные сведения о своем финансовом положении с целью получить повышенную зарплату присяжного».
Как заявили вчера адвокаты подозреваемых, роспуск коллегии присяжных «направлен на срыв процесса» и на то, «чтобы создать условия для обвинительного вердикта». Г-н Закалюжный также отметил, что такое решение суд мог принять намеренно, дабы объединить дело четвертого обвиняемого в покушении на Чубайса Ивана Миронова с общим делом.
В свою очередь, адвокат главы РАО "ЕЭС" в суде Андрей Шугаев заявил о своей полной поддержке решения суда. «Для отвода коллегии были законные основания. На присяжных оказывалось беспрецедентное давление, -- сказал он, отметив, однако, что ему жаль проделанной впустую работы. -- Если вы думаете, что я удовлетворен тем, что распущена коллегия присяжных, то вы ошибаетесь. Был проделан большой объем работы, исследовано множество материалов, допрошены свидетели. И теперь все пошло насмарку».
Следующее заседание суд назначил на 15 января. По словам г-на Шугаева, возможно, на нем начнется отбор новой коллегии присяжных.