|
|
N°216, 23 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Обычное молодежное хулиганство»
Прокуратура нашла инициатора царицынского погрома
История с расследованием массовых погромов, устроенных молодежными группировками 30 октября у станций метро «Царицыно» и «Севастопольская», принимает все более интригующий оборот. Вчера прокуратура Южного округа Москвы объявила об аресте одного из организаторов тех событий -- 19-летнего москвича Михаила Волкова. Учитывая, что до последнего времени следствие шло довольно вяло, арест можно было бы считать значительной победой властей. До этого за три недели работы правоохранительные органы смогли найти только трех из примерно 150--200 участников беспорядков, от рук которых погибли три и были покалечены 25 человек. Причем только один из ранее задержанных -- 17-летний житель подмосковных Мытищ Сергей Поляков -- был уличен в убийстве. И вот теперь вроде как нашли того, кто за всем этим стоял.
Однако исходя из заявления прокуратуры по этому поводу ситуация в целом с делом о погроме складывается весьма загадочная. Согласно данным следствия, Михаилу Волкову действительно инкриминируется организация преступления, но не массовых беспорядков, а... хулиганства, пусть и в наиболее тяжелой форме -- с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия (ст. 213-3 УК РФ). Юридическое обоснование такому либеральному решению прокуратура нашла, однако нет внятного объяснения, почему массовый погром с участием полутора сотен вооруженных молодчиков и десятками раненых оказался приравнен к почти анекдотической истории с тележурналистом Доренко, который то ли случайно, то ли нет (но без трагических последствий) наехал на мотоцикле на пешехода. Г-н Доренко за тот инцидент получил 4 года условно именно по статье 213-3 УК.
Вопросов вообще хватает. Согласно скупым комментариям прокуратуры, Михаил Волков за день до погрома вместе с неким сообщником на машине приехал на строительный рынок «Каширский двор» и закупил там партию арматурных прутьев, там же попросив продавцов нарезать их на куски по 50 см (всего получилось около 150 дубинок). Следующим вечером он с грузом прутьев приехал к Царицынскому пруду, где уже собралось около 150--200 молодых людей, которым и была роздана арматура. Зачем все это молодой человек делал, неясно -- причастность Михаила Волкова к каким-либо партиям, движениям и течениям не установлена, также нет внятных данных и о роде его занятий. Также не разъясняется, с чего это вдруг в Царицыне решили собраться почти две сотни подростков.
Милиционеры, занимавшиеся той историей, правда на условиях анонимности, рассказывают, что по их данным в истории с погромом никаких тайн нет. Якобы г-н Волков известен под кличкой Патрик как активист неформальной профашистской группировки скинхедов под названием «Бригада-88» и в этом качестве вовсе не бездельничал, а подрабатывал (одновременно, судя по всему, решая и «партийные» вопросы) в маленьком магазинчике на Фестивальной улице, торгующем военной одеждой и принадлежностями, а также скинхедовской атрибутикой. По этой версии, Волков якобы был и среди разработчиков операции 30 октября. Вместе с единомышленниками они собирались проучить антиглобалистов, съехавшихся в те дни в Москву и расположившихся в гостинице «Севастополь». Около 18.00 бритоголовые даже выставили разведчика с мобильным телефоном, который должен был дать сигнал основной группе при появлении антиглобалистов. Однако те долго не появлялись, и вся толпа, не утерпев, пошла к гостинице сама, по пути решив «размяться» у Царицынского рынка. Причем уже недавно, по неофициальным сведениям, вместе с Волковым были задержаны и другие активисты (так, по крайней мере, считают милиционеры) «Бригады-88» -- Сергей Клеманов, Иван Трубин (по кличке Свин) и Петр Желаков (Боксер), однако их вскоре отпустили.
Представители прокуратуры все это никак вчера не комментировали, также как и слухи о том, что изначально по событиям 30 октября планировалось возбуждать дело о массовых беспорядках, но потом по «политическим соображениям» от этого отказались. Официально говорится лишь о трех обвиняемых (включая Волкова) в хулиганстве, и одном -- в убийстве и что следствие продолжается.
Александр САШИН, Виктор ПАУКОВ