Владимир Путин вчера в Кремле обсуждал с ключевыми сотрудниками своей администрации и министрами вопрос о том, как поднять российское самолетостроение. В последнее время мероприятия на эту тему происходят у президента едва ли не ежемесячно. Последний раз совещание Путина с членами правительства, специально посвященное авиапрому, состоялось 9 ноября. До этого, 30 октября, на другом совещании с министрами
Путин сформулировал свой личный рецепт возрождения отрасли. «Принципиальные подходы, которые используются в автомобилестроении, могут быть применены и здесь», -- сказал он, имея, очевидно, в виду строительство автомобильного холдинга на базе «АвтоВАЗа», переданного под контроль госкомпании «Рособоронэкспорт». «Я прекрасно отдаю себе отчет, что разница между производством автомобилей и самолетов есть, но принципы, применяемые в автостроении, вполне могут быть распространены и на эти отрасли -- авиастроение, судостроение», -- добавил президент.
Вчерашнее совещание было первым с тех пор, как в авиапроме тоже сформирован (в конце ноября) свой отраслевой холдинг --
ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК). Президент ОАК Алексей Федоров был вчера в Кремле. Фактически он один среди присутствовавших представлял «производственников». Кроме него и президента России за столом совещания оказались премьер Михаил Фрадков, глава президентской администрации Сергей Собянин, министры Сергей Иванов, Герман Греф, Алексей Кудрин, Игорь Левитин, Виктор Христенко и еще несколько чиновников.
Пресс-служба президента России вчера ничего не сообщила о каких-либо решениях, принятых на совещании. Весьма вероятно, что смысл мероприятия был не в протокольных решениях. Президент продемонстрировал свою поддержку руководителю вновь созданного авиахолдинга и лично поставил задачу перед ним и профильными министрами.
Задачу возрождения отрасли Путин, открывая совещание, разбил на три направления. Во-первых, добиться технологической модернизации авиационной промышленности, обеспечить массовую подготовку кадров, «пригодных для работы в новых технологических условиях». Во-вторых, придумать новые методы защиты отечественного авиационного производителя в условиях, когда после вступления России во Всемирную торговую организацию традиционные протекционистские меры станут неприемлемыми. А в-третьих, развивать полезную для России кооперацию с коллегами-конкурентами из зарубежных авиастроительных центров.
Перспективы отрасли глава государства оценил со сдержанным оптимизмом. «Фактически появилась стартовая площадка, -- сказал он, имея в виду ОАК. -- Вместе с тем для качественного развития авиационной промышленности еще очень многое предстоит сделать».
Вице-премьер и министр обороны Сергей Иванов, который проводил вчера еще и Морскую коллегию при правительстве, гораздо тревожнее высказался о состоянии другой отрасли, которую также предлагается оживить путем формирования холдингов. «Мы производим очень мало как гражданских самолетов, так и гражданских судов. Если
в военной области судостроения, кораблестроения у нас дела идут более или менее благополучно, в гражданском судостроении у нас просто беда. Сколько у нас в России строится судов под российским флагом? Единицы, в буквальном смысле этого слова», -- сказал г-н Иванов журналистам.
Министр обороны проявил свои «мирные» качества, подчеркнув, что военное судостроение нужно активнее подключать к гражданским проектам. «Мы хотим дать больше возможности для гражданского судостроения, подключив достаточно благополучные военные сектора кораблестроения к производству именно гражданской продукции, -- сказал г-н Иванов и привел пример. -- Например, Севмашпредприятие, которое производит атомные подводные лодки. Это предприятие все больше и больше загружается гражданскими заказами: платформа для месторождения Приразломное на арктическом шельфе, танкеры на Адмиралтейских верфях строятся современные ледового класса».
Сергей Иванов сказал, что
судостроительные холдинги предполагается создавать не только по производственному, но и отчасти по территориальному принципу. Всего, по словам министра, их будет три, «включая отдельный Дальневосточный: нам очень важно не утратить свои позиции в строительстве судов различного класса на побережье Тихого океана".