Время новостей
     N°236, 21 декабря 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.12.2006
Правая или левая?
Российская власть до сих пор не определилась с экономической моделью
В нашей политической жизни в последнее время несколько остыли споры об экономике. В 90-е годы прошлого века каждый считал своим долгом обязательно рассказать о своих экономических воззрениях, обличить противников и их экономические взгляды. Экономика была неотъемлемой частью нашего политического языка. Сегодня в центре внимания идеология. Понять, как связаны между собой экономические программы партий и конкретная реальность, стало просто невозможно. И тем не менее вопрос о том, в каком направлении будет развиваться российская экономика, весьма далек от того, чтобы считать его решенным.

На теоретическом уровне сегодня существуют две основные самые распространенные модели экономики -- либеральная и социал-демократическая. Либеральная экономика условно считается правой экономикой. Социальная, или социал-демократическая, -- левой экономикой. Смысл либеральной экономической теории сводится к тому, что человек, предоставленный полностью самому себе в стихии свободного рынка, сам найдет оптимальный способ для обогащения и обретения материального достатка. Либеральная теория настаивает на том, что ни государство, ни какие-то еще социальные инстанции не должны вмешиваться в рынок. Чем свободнее предпринимательство, тем быстрее будет развиваться экономика. При этом считается, что человеком движет эгоистический инстинкт к наслаждению и обладанию. Либералы настаивают на том, чтобы налоги с богатых и экономически сильных были такими же, как и с бедных и экономически слабых, а дело спасения бедных касается только самих бедных.

В левой социальной экономике во главе угла стоит не индивидуум, а общество в целом. Вместо принципа абсолютной свободы здесь утверждается идея справедливости, т.е. более или менее равномерного распределения материальных богатств. И если экономически сильные способны зарабатывать больше, то они обязаны делиться с экономически слабыми. Это и есть справедливость. Государство в левом понимании экономики является социальным, а основным инструментом левой экономики служит прогрессивный налог. Такой налог возрастает по мере того, как увеличивается сумма получаемых человеком доходов. Обогащение в таком случае идет медленнее, зато более равномерно. Часть заработанного сильными передается через систему социальных гарантий, пособий, бесплатного образования и медицинского обслуживания бедным и малоимущим.

Правая либеральная экономика помогает развитию духа предпринимательства. Но вместе с тем либерализм приводит к эгоизму, имущественному расслоению, отчуждению людей друг от друга, а экономически слабых обрекает на нищету. Левая экономика создает более гармоничную социальную среду, в ней люди чувствуют себя защищенными и незабытыми, но рынок, как правило, развивается не столь бурно. В советское время мы жили при левой экономике в ее наиболее радикальном варианте -- почти с полным уравнительством. А в 90-е годы прошлого века с Чубайсом, Гайдаром, олигархами, приватизацией и разгулом нищеты и отчаяния мы познали правую экономику -- все прелести свободного рынка.

И хотя и тот, и другой опыт вызывает сегодня немного энтузиазма, выбирать между правой и левой экономикой все равно придется. Если мы откажемся от такого выбора, это будет означать, что в стране вообще не будет никакой экономики, а то, что будет на ее месте, возникнет само собой, без учета воли наших граждан.

Сегодня выбор общества в пользу левой экономики становится все более и более явным. Тем более что коллективизм, солидарность, представление о народе как о целостной субстанции характерно для нашей национальной психологии. Русские по природе своей -- стихийные социалисты, и выпячивание личного эгоизма для нас представляется чем-то аморальным -- в отличие от западноевропейской и особенно американской культуры, где индивидуализм возведен в высшее достоинство. Но вот тут встает важный вопрос: как нашим людям донести до власти свой левый экономический выбор?

Коммунисты, которые теоретически должны были бы быть в авангарде борьбы за левую экономику, настолько трусливы, пассивны и жалки, что снова и снова умудряются промотать доверие избирателей. Даже несмотря на то, что честные и искренние люди снова и снова голосуют за Геннадия Зюганова, партбоссы от этого цинично жиреют, предавая и продавая интересы тех, кто оказывает им свою поддержку. Имея такие сильные позиции в парламенте в течение всех 90-х годов, не сделать ровным счетом ничего для реализации интересов своего электората -- это настоящее преступление. Однако сила левых экономических идей настолько велика, что на прошлых выборах ее хватило не только КПРФ, но и блоку «Родина», который начинал именно с левой социальной пропаганды, и даже шоумену Жириновскому, завесившему всю страну плакатами «Я -- за русских, я -- за бедных».

Если в отношении политического курса нынешней власти в народе более или менее все понятно, то в отношении экономической его составляющей до такой ясности далеко. Пока курс Путина на патриотизм, державность и укрепление позиций России в мире налицо, его экономическая политика, в том числе в лице экономического блока правительства, состоящего из убежденных либералов, не привлекает особого внимания. Но неуклонно приближается время, когда Путину понадобится оформлять свою идеологию в более общедоступных и понятных терминах. Его личная безусловная харизма не может автоматически распространяться на его преемника или на ту партию, которая пойдет на выборы с программой из одного слова «Путин».

Кто есть Путин? Мы знаем. Но из каких политических составляющих складывается его идейная платформа, какая модель экономики в ней преобладает? Правая или левая? Вот этого-то мы как раз и не знаем. По некоторым признакам Путин -- сторонник правой экономики. Но, с другой стороны, «дело ЮКОСа», повышение дотаций на рождение детей, ряд других мер президента могут быть истолкованы и в левом ключе. Эта неопределенность всех более или менее устраивала, пока президентство Путина было гарантировано. А что нас ждет потом? Самое время поставить вопрос ребром: какой экономической модели будут придерживаться те, кто сегодня рассматривается в качестве преемника Путина? Каковы конкретные и однозначные позиции в этом вопросе у партии «Единая Россия»?

Чтобы не покупать кота в мешке, необходимо всеми доступными для людей средствами поставить перед формальными руководителями государства Дмитрием Медведевым, Сергеем Ивановым, Борисом Грызловым и Сергеем Мироновым однозначный и прямой вопрос: в экономике вы правый или левый?

Кто скажет, что правый, тот распишется в либерализме. И вот уж, поддержав его, не следует потом спрашивать где социальные гарантии, где справедливость, где помощь государства? Где бесплатная медицина и образование? Их не будет, так как правая экономическая платформа даже в теории все это отрицает. А кто ответит, что левый, то пусть не удивляются бизнесмены, проголосовавшие за него, что чем больше они получают, тем больше с них снимают в пользу бедных. Проголосовали за левых, несите ответственность за слабых и обездоленных.

Понятно, что на прямые вопросы многие политики предпочитают не отвечать, стараются вилять и выкручиваться. Это их право. Но право у нас, избирателей, припереть своих политиков "к стенке". Так за правых или за левых? Причем условие задачи таково, что и за тех, и за тех одновременно быть нельзя. Это будет не политика, а чистый обман. Тех, кто на прямой вопрос: «За правых или за левых» -- ответит: «Ни за левых, ни за правых», следует снимать с выборов. Такого не бывает.

Так что задать этот вопрос: «За правых или за левых?», «За свободу или за справедливость?» -- сейчас самое время. Пока не началась предвыборная гонка, у нас есть шанс узнать правду. Потом в горячке все политики потеряют голову и будут говорить то, что от них захочет услышать публика. А сейчас можно написать письмо в приемную, в партию, в министерство, прийти на встречу, можно обратиться на телевидение или радио, но кто правый, а кто левый среди преемников Путина и основных партий -- особенно претендующих на то, чтобы быть партией власти, -- выяснить просто необходимо. Иначе будет поздно.

Александр ДУГИН, философ, культуролог