«Стада» частных «Газелей», заполонивших улицы Москвы, похоже,
не дают спокойно спать столичным чиновникам. Вчера на заседании городского правительства подчиненные активно убеждали мэра Юрия Лужкова в том, что рынок грузовых автоперевозок сегодня слишком либерален и
в интересах горожан и бюджета требуется прибегнуть к административному вмешательству. «Автотранспортные услуги перестали быть проблемой, но при этом рынок грузовых перевозок вышел из-под контроля», -- заявил руководитель департамента транспорта и связи Москвы Леонид Липсиц, считающий, что только рыночные механизмы не способны решить вопросов перехода количественного роста в качественный. Как следствие, несмотря на рост грузового автопарка за 15 лет с 80 тыс. до 245 тыс. единиц, добиться пропорционального увеличения доходов городской казны не удается.
По мнению главы транспортного департамента, на рынке автоперевозок слишком велика доля теневого бизнеса. «Сказать, какая именно доля рынка находится в тени, равно как и посчитать потери городского бюджета, сложно, -- заявил г-н Липсиц «Времени новостей». -- И это тоже показатель того, что контроля в отрасли недостаточно. По моим оценкам, доля нелегальных перевозок сопоставима с легальными. В свое время на налоговые поступления от этой доходной части город содержал всю медицину, сейчас мы себе этого позволить не можем». Подыграть чиновникам, похоже, готов Московский транспортный союз, который оценивает долю крупных предприятий в этом секторе рынка лишь примерно в 3%. В то время как частники, использующие в массе своей машины малой грузовместимости, составляют 75% на дорогах столицы. Понятно, что никаких налогов большая часть работающих в одиночку владельцев «Газелей» и «Бычков» не платит.
Представленный Леонидом Липсицем проект городской целевой программы реализации транспортной политики в сфере грузовых автоперевозок делает ставку на укрупнение игроков. Этого департамент транспорта намерен добиваться с помощью поправок в налоговое и лицензионное законодательство. «Предельно либеральный сценарий в сфере рыночных преобразований грузового автотранспорта», который, в частности, «не предполагает лицензирования перевозок транспортом малой грузовместимости», губителен для отрасли, убеждены разработчики проекта. Не менее губительным, похоже, чиновники считают и бесконтрольное перемещение по городу грузовиков из Подмосковья и других регионов. По словам руководителя департамента поддержки и развития малого предпринимательства Михаила Вышегородцева, иногородние транспортники «демпингуют ответственных перевозчиков». И хотя г-н Липсиц заверил, что «делить перевозчиков по территориальному признаку в правительстве не намерены», он подчеркнул, что «остаться на рынке позволят только тем, кто будет соблюдать высокие требования столицы».
«Высокие требования», судя по всему, будут довольно жесткими и охватят буквально все аспекты деятельности транспортных компаний. Транспортный департамент предлагает разработать ряд критериев оценки и водителей, и используемых автомобилей, и самих автопредприятий как хозяйствующих субъектов. «Транспортировка грузов не может быть дешевой услугой», -- заранее предупредил бизнесменов Леонид Липсиц, высказав надежду, что через три года реализация его программы принесет в городскую казну 16,7 млрд рублей.
Предложения г-на Липсица должен закрепить закон «Об основах осуществления автотранспортной деятельности в городе Москве», проект которого чиновники собирались разработать к началу 2008 года. Однако присутствовавшие на заседании в мэрии депутаты Мосгордумы, усмотрев в этих начинаниях «справедливые требования», заявили, что с принятием такого закона можно уложиться к 3-му кварталу 2007 года. «Москвичи справедливо критикуют городские власти за стихийность грузовых перевозок, -- заметил при этом председатель комиссии по городскому хозяйству и жилищной политики Мосгордумы Степан Орлов. -- Поэтому девяти месяцев будет достаточно, чтобы родить необходимый городу законопроект».
Мэр столицы Юрий Лужков «добротную» программу транспортников предложил одобрить, а испугало его только «отсутствие серьезных к ней замечаний». «Часто бывает, что поддержанные единодушно программы оказываются пустышками, -- отметил градоначальник. -- Но, надеюсь, что к предложенной стратегии транспортной политики это не относится». Мэр только попросил подчиненных не путать «координацию потоков транспорта с ограничениями».