|
|
N°215, 22 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Встреча
Вчера мы впервые в таком составе собрались в Кремлевском дворце и на дискуссиях, говорили речи, знакомились и спорили. Сегодня должны состояться «круглые столы». Чрезвычайно важно то, что в ходе «круглых столов» должны оформиться рабочие группы экспертов, которые, видимо, продолжат свою деятельность и дальше после окончания Гражданского форума.
Затем нам предстоит важнейшая часть форума -- встреча с представителями исполнительной власти на переговорных площадках, в рамках которых речь должна пойти уже о конкретных методах решения проблем. Это значит, что впервые представителям гражданского общества по многим вопросам власть пошла навстречу и обеспечила начало равноправного диалога.
Если у общества есть вечная подозрительность по отношению к власти, что она манипулирует, подавляет все, то у властей есть вечная подозрительность по отношению к гражданскому обществу, мол, общество безответственно, проще сказать, болтунов много. И что в то же время общество это не видит реальных проблем, с которыми вынуждены сталкиваться власти.
Надо отдавать себе отчет в том, что представители власти придут на проблемные дискуссии с этими предубеждениями. Конечно, там будет жажда найти какие-то свежие лица, свежие идеи, но и предубеждения тоже. Поэтому на диалог, на переговорные площадки необходимо прийти с очень конкретными идеями, находящимися в русле реальности. И тогда уже можно будет доказывать, что эти предложения могут и должны быть реализованы. Власть надо убеждать, и в этом нет ничего страшного.
Но с другой стороны, общество действительно обязано учитывать проблемы, с которыми сталкивается власть. Вот это будет главный предмет диалога. В какой-то мере это будет экзамен, который будут устраивать министры, председатели комитетов общественным активистам. И в той же мере это будет экзамен для министров, перед которыми также будут сидеть взыскательные «экзаменационные комиссии». Если экзамены будут пройдены успешно, то общество перейдет на новый уровень диалога с государственными институтами, общество станет на порядок более влиятельным в выработке решений.
Следующий вопрос. Какие проблемы второго дня возможны? Первая проблема. Это саботаж переговорных площадок со стороны власти. Вчера мы имели некоторые тенденции к этому, попытки максимально снизить уровень диалога со стороны ряда структур. Но мы надеемся, что вчерашние выступления президента, спикера парламента, председателя Конституционного суда помогут переломить эту тенденцию и обеспечить достаточный уровень диалога.
Вторая проблема. Это возможная волна негативной интерпретации Гражданского форума со стороны средств массовой информации, которая также наметилась. В какой-то мере это связано с желанием журналистов подменить собой общественность. Я думаю, что СМИ и журналисты играют колоссальную роль в связи между различными общественными группами, обществом, властью и так далее, к которой часто относятся слишком легкомысленно.
Замечу, что перед всеми нами стоит еще одна важная задача -- это подготовка к работе после Форума. Уже сейчас очевидны некоторые организационные формы, которые будут существовать после окончания Гражданского форума. Во-первых, видимо, будет продолжена работа «круглых столов», проблемных дискуссий. Команды, которые сложились в рамках работы дискуссий и «круглых столов», продолжат свою работу уже в качестве своеобразных тематических экспертных групп. И каждая такая тематическая экспертная группа будет представлять собой сеть общественных организаций и специалистов-экспертов. Очевидно также, что эти экспертные сети сложатся в своеобразную сеть, это будет как бы сеть сетей. Это будет принципиально открытая система, и в принципе в нее может войти свободно каждый. Пропуском туда является способность компетентно работать, выступать с интересными инициативами и предлагать реалистические проекты, в которых заинтересованы участвовать другие. Эта сеть получит очень серьезную поддержку, будет институционализирована, укреплена и так далее. Это первая форма.
Вторая форма нашей работы после Форума -- это продолжение в какой-то форме деятельности рабочей группы оргкомитета. Рабочая группа сформировалась в процессе подготовки Форума как уникальный организм, способный консенсусным образом приходить к принятию решений и осуществлять проекты высокой степени сложности, которым как раз и является Гражданский форум. Прежде всего рабочая группа должна обработать и опубликовать материалы Гражданского форума, всех «круглых столов», дискуссий. Кроме того, должны быть обработаны поступившие от общественных структур предложения. Эта информация должна быть доступна общественности.
Третья задача. Видимо, имеет смысл оказать содействие проведению мероприятий, подобных Гражданскому форуму, в регионах. Я думаю, что общественные организации и власти в регионах также крайне заинтересованы в диалоге, может, даже в большей мере, чем в столице. Я полагаю, что будет большой отклик, многие захотят провести у себя, как бы тиражировать Гражданский форум. С другой стороны, допускаю, что здесь могут быть проблемы. Есть опасность попыток создать в регионах фантом Гражданского форума, выхолостить идею, создать этакие форумы суперлояльности властям.
Еще один важный момент. Мы должны вывести российское гражданское общество на более интенсивные международные контакты и способствовать его вливанию в международное гражданское общество, которое живет исключительно бурной жизнью.
Вот это основные формы работы, которая, я думаю, будет происходить непосредственно после окончания работы Гражданского форума.
Сергей Марков