С 2007 года начнется совместная борьба Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) с наркоугрозой. Но нет прогресса в сотрудничестве ОДКБ с НАТО. О специфике отношений с Альянсом «Времени новостей» рассказал постпред России при НАТО генерал-полковник Константин ТОЦКИЙ.-- Складывается ощущение, что НАТО предпочитает многостороннему сотрудничеству с ОДКБ двусторонние связи с ее членами?-- К сожалению, это так. Мы с г-ном Бордюжей (генсек ОДКБ. --
Ред.) обговаривали все эти вопросы. К нашему большому огорчению и, подчеркиваю, непониманию Альянс не идет на сотрудничество с ОДКБ. А организация развивается успешно, решая в регионе серьезные задачи. Альянс, ставя там перед собой аналогичные задачи -- Афганистан, наркотики, терроризм, -- не хочет идти на контакты с ОДКБ. То ли ревность, то ли действительно нежелание иметь дело с международной организацией, предпочитая ей двусторонние контакты. Нас это огорчает, ибо вредит делу. Надо сотрудничать, а не конкурировать.
-- Иногда натовцы поясняют: мол, ОДКБ -- вотчина России, а с ней у нас уже есть Совет Россия--НАТО (СРН)...-- В ОДКБ решения принимаются, как и в Альянсе, консенсусом. Диктата со стороны России нет. Россия -- флагман с точки зрения финансирования, военно-технического сотрудничества. Но в политическом плане в ОДКБ абсолютное равноправие.
-- Как вы оцениваете итоги ноябрьского саммита НАТО в Риге с точки зрения безопасности России?-- Решения саммита оказались такими, как и прогнозировалось. Наши коллеги в НАТО при его подготовке были очень открыты, все заблаговременно рассказывали. Да, НАТО не пушистый котенок, но и мы не кролики. НАТО -- серьезный международный игрок, военно-политическая организация, объединяющая развитые государства. И Россия тоже очень серьезный международный игрок. В современном мире глобализации НАТО и Россия изолированно жить не могут. Возврат к прошлому, к конфронтации, губителен и для России, и для НАТО. Надо сотрудничать. Порою это трудно, неудобно. Бывает и обида, и злость, но на 70% -- это позитив.
-- Надежды на афганскую кампанию НАТО не оправдались...-- Ситуация, конечно, сложная. Но есть положительные моменты:
Альянс решительно включился в борьбу с «Аль-Каидой» и талибами, принесшими много неприятностей и России, и всем государствам региона. Многие вопросы решены. Есть правительство, создаются вооруженные силы, правоохранительные органы, в том числе анти-наркотические. Но абсолютный проигрыш, иначе и не скажешь, на фронте борьбы с наркотиками. Производство наркотиков, наркотрафик растет. И происходит это внаглую. Мнение в Альянсе однозначное: военнослужащие многих европейских держав даже по внутреннему законодательству не могут и, наверное, не хотят выполнять полицейские функции. Международных полицейских сил там, к сожалению, нет. Ищем варианты. В октябре был запущен совместный проект Совета Россия--НАТО по подготовке анти-наркотических кадров не только для Афганистана, но и для его соседей. В Москве, в Домодедово, на базе учебного центра МВД прошли подготовку уже два потока слушателей.
-- Это в рамках предлагавшейся ОДКБ совместной с НАТО операции «Канал»?-- Сначала некоторые государства НАТО заинтересовались предложением ОДКБ, но после внутреннего обсуждения интерес, к сожалению, пропал. ОДКБ активнее в борьбе с наркотиками. Ежегодно в два этапа проводится операция «Канал» с хорошими результатами. Задерживаются тонны наркотиков, арестовываются сотни наркоторговцев, курьеров, изымается оружие.
-- Россия присоединится к афганской операции НАТО?-- В операцию НАТО мы, конечно, не войдем. Как сказал президент, наш солдат с оружием в Афганистан никогда не вернется. Участвовать же в проектах по восстановлению экономики, строительству государственных институтов мы готовы. Россия содействует НАТО предоставлением информации, транзита, помогает по линии военно-технического сотрудничества. За три года Афганистану поставлены запчасти к технике, в том числе авиационной, на сумму более 200 млн долл. В рамках Парижского клуба Россия спишет афганский долг, признанный Кабулом, на сумму в 10,2 млрд долларов.
-- Востребован ли в НАТО наш афганский военный опыт?-- На всех наших встречах Афганистан -- тема номер один, мы делимся опытом. Но, к сожалению, не всегда он принимается, ведь непосредственно военных задач мы в Афганистане не выполняем. Есть контакты по линии спецслужб, но они эффективнее по двусторонним каналам.
-- Россия стремится в НАТО?-- Сегодня нам это не нужно. Брать на себя обязательства не готов ни альянс, ни мы. Я не понимаю государства, включая бывшие советские республики, сломя голову рвущиеся в НАТО. Тратят силы, ресурсы вместо решения внутренних проблем, которых выше крыши. Зачем гнаться за клубным пиджаком, хотя и красивым? В клубе можно быть, не вступая в него. Надо решать общие задачи: бороться с терроризмом, наркотой, повышать меры доверия. Таковой считаю инициативу по сотрудничеству в воздушном пространстве -- обмен данными, повышение безопасности полетов, совместные действия при возникновении нештатных ситуаций типа захвата авиалайнеров. Надеюсь, через два-три года ее запустим. Работа, идущая четвертый год, уже перешла в практическую фазу. В сентябре 2005-го успешно прошел первый эксперимент -- обмен данными между нашим центром управления воздушным движением и польским в Варшаве, работающим в натовской системе.
-- Следующее расширение НАТО отнесено на 2008 год...-- Практически все члены Альянса поддерживают политику открытых дверей, но по-разному смотрят когда, как и кого в двери пускать. Политика присутствует всегда и порою подавляет логику. Но многие европейские страны категорически против скоропалительных решений по форсированию приема, в частности Украины и Грузии, понимая, чем это может обернуться для самого Альянса.
-- Что стоит за политикой интенсифицированного диалога НАТО с Грузией и Украиной?-- Реально говоря, это морковка. По сути эта форма работы с партнерами, желающими вступить в НАТО, ничего не меняет. И шум, поднятый в Тбилиси по получении интенсифицированного диалога, -- фейерверк без всякого повода.
-- Не натовская ли перспектива Грузии спровоцировала неадекватность Тбилиси в отношении России?-- Убежден. Мы говорили нашим партнерам, к чему приводит неадекватное восприятие в Тбилиси некоторых шагов Альянса. Да и сам Саакашвили подтвердил это своими заявлениями. Но в сегодняшнем мире проблемы решаются не танками и ракетами, а экономикой и мозгами.
-- Как в НАТО воспринимают грузинско-российский конфликт?-- С большим огорчением. Все желают нормальных отношений, но дело в том, что не те люди сейчас руководят Грузией. С такими мозгами нормально строить отношения с Россией невозможно. Создали себе имидж «маленькой гордой Грузии, борющейся с огромной свирепой Россией». С таким настроем выстроить отношения с Россией этой команде никогда не удастся.
-- В рамках СРН создается противоракетная оборона театра военных действий (ПРО ТВД), но как этот проект соотносится с планируемой ПРО НАТО близ наших границ?-- Здесь есть вопросы, мы их обсуждаем и в конце концов решим. Сложнее вопрос о стратегической ПРО США. Ее первый позиционный район на Аляске, второй -- в Калифорнии, а третий планируется в Европе, в Польше. США говорят, что он необходим для защиты от ракетного потенциала Ирана. Но это нарушает баланс в Европе наших сил стратегического и ядерного сдерживания с американским и европейским противоракетным потенциалом.