Вчера в Пекине открылись шестисторонние
переговоры по северокорейской ядерной проблеме с участием делегаций двух Корей, Китая, России, США и Японии. Нынешняя встреча по проблеме северокорейской ядерной программы официально именуется «второй сессией пятого раунда переговоров». Первая сессия закончилась провалом в ноябре 2005 года. Тогда КНДР вышла из переговоров в ответ на финансовые санкции США.
Если США вновь попытаются превратить шестисторонние переговоры в «механизм капитуляции» Северной Кореи, то результатом станет ядерная гонка вооружений со стороны Пхеньяна. На оптимистический лад настраивают сообщения о том, что Вашингтон заявил о готовности предоставить Северной Корее письменные гарантии безопасности в качестве прелюдии к нормализации отношений при замораживании ядерной программы. Но Кондолиза Райс заявила, что ядерная программа Пхеньяна должна быть ликвидирована к тому моменту, когда Джордж Буш оставит Белый Дом, к январю 2009 года.
В реальности отказ Пхеньяна от производства и обладания ядерным оружием займет не меньше десятилетия. Ядерную карту северокорейское руководство сдаст лишь тогда, когда полностью уверится в своей безопасности не только от военного вторжения, но и от попыток его устранения иными методами. Для этого должна произойти «конвенционализация» северокорейского режима, то есть его эволюция в сторону привычных миру форм организации общественной жизни.
Путь к безъядерной Корее мог бы выглядеть следующим образом. Первая фаза начнется после достижения "шестеркой" соглашения, утвержденного в рамках национальных и международных политических и правовых механизмов, она займет от двух до четырех лет. На этом этапе можно было бы рассчитывать на ряд последовательных шагов со стороны КНДР, синхронизированных с поэтапным созданием международно-правовой системы гарантий безопасности Северной Кореи. Это остановка работы реактора и других связанных с производством плутония объектов, возврат их под контроль МАГАТЭ. Это отказ от испытаний ядерного оружия плюс формальное декларирование Северной Кореей отказа от приобретения и использования технологий обогащения урана, которое позднее должно быть верифицировано в рамках восстановления сотрудничества КНДР с МАГАТЭ. И наконец, предоставление МАГАТЭ возможности контролировать уже произведенные расщепляющиеся материалы.
Вторая фаза потребует от четырех до восьми лет. Она станет возможна, когда будет создана новая надежная система обеспечения мира и невмешательства в Корее взамен нынешней, основанной на Соглашении о перемирии 1953 года и двусторонних союзнических договорах (США--Южная Корея, Китай--КНДР и других).
Должен быть также достигнут прогресс в деле создания в КНДР альтернативной энергетики. Для этого возможно возобновление работы Организации по развитию энергетики на Корейском полуострове (КЕДО), созданной в 1995 году США, Южной Кореей и Японией для постройки в КНДР к 2003 году АЭС на легководных реакторах. На этот раз участниками обновленной КЕДО должны стать Россия и Китай.
Перечислим основные мероприятия второго этапа. Это
возвращение КНДР в Договор о нераспространении ядерного оружия и восстановление верификационного механизма МАГАТЭ в полном объеме, в том числе путем подписания КНДР дополнительного протокола к ДНЯО 1997 года. Должен начаться демонтаж объектов, наиболее опасных с точки зрения ядерного распространения. Потребуется выкуп или для начала передача опасных ядерных материалов (прежде всего плутония) на "ответственное хранение" одному из ядерных государств с оформлением международно-правовой договоренности о возврате их по первому требованию в случае убедительных свидетельств возникновения угрозы национальной безопасности. Лишь после этого, когда политическая обстановка вокруг КНДР радикально изменится и страна полностью войдет в международное сообщество, можно будет рассчитывать на ликвидацию "ядерного потенциала сдерживания" Пхеньяна.
Достижение компромисса на шестисторонних переговорах должно открыть дорогу массированному экономическому содействию КНДР со стороны мирового сообщества в обмен на замораживание северокорейских ядерных программ. Помощь должна быть направлена на формирование в Северной Корее конкурентоспособной рыночной экономики, опирающейся на ресурсную базу и трудовые ресурсы страны при минимальных покушениях на «суверенную автократию» в Пхеньяне.
В этом случае трансформация политического и экономического режима Севера проходила бы на основе корейского национализма и восстановления общения с Югом. Через 10--15 лет КНДР продвинулась бы по пути реформ не в меньшей степени, чем Китай или Вьетнам. Подобно Южной Африке Северная Корея могла бы тогда отказаться от ставшего излишним оружия массового уничтожения. Этот момент может быть приурочен к естественной смене руководства страны. Не стоит отказываться и от обсуждения идеи безъядерной зоны на всем Корейском полуострове.
Главную роль в реализации этих планов могла бы сыграть пятерка нынешних партнеров КНДР по переговорам. Позднее к ним могли бы присоединиться ЕС, Канада, Австралия и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона, ООН и международные финансовые организации. Однако пока с самопровозглашенным ядерным статусом КНДР придется смириться, поскольку эта декларация Северной Кореи связана с престижем страны и ее лидера. Не делая эту тему яблоком раздора, «пятерка» должна перейти от тактики нажима к «вовлечению» Пхеньяна. Возможно, политическое решение об этом стоило бы закрепить на высшем уровне -- например, декларировать его в ходе очередного саммита АТЭС. Это создало бы для КНДР веский стимул к встречным шагам.
У США иссякли запасы терпенияМИД Китая сообщил вчера, что после изложения сторонами на шестисторонних переговорах в Пекине своих позиций «стало очевидно, что между ними сохраняются разногласия, некоторые -- очень значительные».
На заседании глава северокорейской делегации Ким Ге Гван назвал свою страну «ядерной державой». Он заявил, что нынешняя встреча должна рассматриваться как «переговоры о сокращении ядерных вооружений на Корейском полуострове».
Ким Ге Гван обусловил возможное свертывание северокорейской ядерной программы целым набором предварительных требований. Это отмена санкций СБ ООН, введенных после ядерного испытания в КНДР 9 октября, а также отмена ареста по требованию США северокорейских счетов в Макао, ставшего причиной приостановки шестисторонних переговоров 13 месяцев назад. КНДР также настаивает на поставке ей легководного ядерного реактора, а до ввода его в строй -- на бесплатном обеспечении топливом своих электростанций. В случае отказа «последует увеличение арсенала ядерного сдерживания» КНДР.
Глава делегации США Кристофер Хилл сказал, что санкции ООН будут сняты, а США нормализуют отношения с КНДР после ее «ядерного разоружения». По его словам, США на односторонние уступки не пойдут: «Запас нашего терпения, возможно, превысил международные критерии такого терпения. Мы должны быть менее терпеливы и работать быстрее». Тем не менее США и КНДР проведут в рамках нынешних переговоров двусторонние консультации о финансовых ограничениях, наложенных США на ряд компаний КНДР.
Алексей СЛОБОДИН