|
|
N°215, 22 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Александр Волошин назвал три причины коррупции
В 15.00 в фойе Государственного Кремлевского дворца в рамках ГФ развернулась дискуссия на тему «Мобилизация общественного потенциала в общенациональных программах государственного строительства и экономических реформ».
Дискуссию начал руководитель администрации президента Александр Волошин, который был встречен участниками Форума аплодисментами. «Администрацию президента всегда будут подозревать в попытках подмять под себя гражданскую дискуссию, поэтому мы старались «не влезать» в содержательный этап подготовки Гражданского форума», -- заметил Волошин.
По его словам, тема дискуссии сформулирована «очень заковыристо», и сам он не понял, о чем здесь должна идти речь, поэтому он готов слушать и отвечать на вопросы участников дискуссии.
После этого участники «круглого стола» сосредоточились на обсуждении следующих главных тем:
-- необходимость «инвентаризации» организаций некоммерческого сектора (НКО);
-- как создать цивилизованный рынок проектов НКО;
-- необходимость подготовки управленцев для НКО;
-- необходимость создания региональных ресурсных центров для услуг НКО;
-- информационное обеспечение НКО, включая развитие современных средств информации, таких, как Интернет;
-- необходимость развития федерального законодательства об НКО.
Впрочем, к концу заседания руководитель администрации президента, несмотря на формулировку темы, все же сумел подвести некоторый итог дискуссии. Говоря о функциях государства и чиновников, он назвал, по сути , три причины коррупции. «Что интересует государство в рамках отношений с некоммерческим сектором? Первое: мы хотим наладить механизмы конструктивного взаимодействия некоммерческих организаций (НКО) и государства. Мы готовы всерьез рассматривать разные схемы поддержки НКО. Мы понимаем, что одним коммерческим организациям такая поддержка нужна, а другие организации, например правозащитники, от прямой поддержки государства отказываются. Правозащитники здесь похожи на чекистов: одним везде видятся шпионы, а другие не видят нарушения прав человека. К сожалению, и те и другие бывают правы.
Второе, что интересует государство, -- каким образом мы можем способствовать развитию гражданского общества, некоммерческого сектора? Мы готовы исправлять законодательство, но пусть некоммерческий сектор попытается сформулировать свои предложения. Мы рады, что НКО не настаивают на всякого рода льготах.
Государство, к сожалению, довольно тупой механизм. Оно с трудом может правильно распределять деньги. А уж если отдельный чиновник начинает распределять средства, то это дело совсем плохое -- лучше до этого не доводить. Что касается участия НКО в государственных программах, то это скорее вопрос правительства. Но мы (администрация) готовы обсуждать механизмы взаимодействия НКО с правительством. Мое личное мнение: участие НКО в реализации госпрограмм -- это глупость. Не лучше ли оставить деньги у населения, чтобы оно само передало их в некоммерческий сектор для достижения общественных целей программ.
Что касается опасений, что власть будет «строить» гражданское общество, то они напрасны. Такое «построенное» властью общество не будет гражданским. Власть нуждается, чтобы на нее давили со всех сторон. В этом случае она иногда начинает вести себя правильно. Сейчас я считаю важными три вещи. Первая: резко сократить возможность чиновников что-либо делить и раздавать. Многие функции государства должны перекочевать, в том числе, в некоммерческий сектор. Второе: в части оставшихся распределительных функций нужна четкая регламентация и прозрачные подконтрольные механизмы. И третье: чиновникам нужно прилично платить, при этом сокращая их численность. Пока российские чиновники вынуждены «ощипывать» людей, чтобы просто свести концы с концами. Чиновника можно посадить, но на его месте быстро окажется такой же новый». В конце, ко всеобщему удовольствию, Александр Волошин заметил, что такой Форум был необходим и его стоило организовывать.
Михаил Сергеев, Мария Свешникова