|
|
N°234, 19 декабря 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Любить дракона
«Эрагон» на московских экранах
Сегодня для того, чтобы стать автором по-настоящему популярной фэнтезийной саги, мало просто по-толкиеновски изобретать языки или быть богословом уровня Клайва Льюиса. Нужна биография, которая сама по себе потянет на отдельный сюжет, -- вроде истории живущей на пособие матери-одиночки Джоан Роулинг, написавшей «Гарри Поттера» на салфетках в дешевых забегаловках. С «Эрагоном», последней сенсацией жанра, случай еще более радикальный -- автором новоявленного бестселлера стал вундеркинд Кристофер Паолини, приступивший к сочинению первой части своей эпопеи в неполные пятнадцать лет, когда уже полностью освоил курс высшей школы, но осмотрительно решил, что для колледжа все-таки еще слишком юн. При этом за дело Паолини взялся весьма обстоятельно -- уже первый его роман достиг объема, к которому та же Роулинг пришла лишь к книге четвертой-пятой. Само собой, мимо «Эрагона» не смогли пройти голливудские боссы, и экранизация увидела свет весьма оперативно.
Эрагон (Эдвард Спелирс) -- несовершеннолетний уроженец страны Алагезии, которая пребывает под гнетом жестокого короля Гальбаторикса (Джон Малкович). Как-то раз Эрагон находит в лесу странный синий камень, который на поверку оказывается яйцом дракона. Из него довольно быстро вылупляется и прямо-таки на глазах вырастает дракониха Сапфира, которая и объясняет Эрагону, что он на самом деле не простой пейзанин, а последний из Всадников -- некогда истребленных Гальбаториксом защитников этих мест, этаких драконьих кавалеристов. Так что мальчугану не остается ничего, кроме как отправиться в далекое путешествие, по дороге совершая все необходимые для сказочного героя процедуры -- найти (и потерять) наставника (Джереми Айронс), овладеть первоначальными магическими навыками, научиться драться на мечах, отомстить за родных, спасти принцессу Арию (Сиена Гиллори), обрести друга и выиграть первое из важных сражений. Первое -- потому что уже под финальные титры разъяренный Гальбаторикс раздирает на части карту Алагезии и выпускает на волю еще одного дракона -- явно куда более мощного и злобного, нежели Сапфира. Продолжение следует.
Совершенно очевидно, что Паолини во время написания своего романа ориентировался не столько на мировую мифологию, сколько на уже известную классику жанра -- от «Властелина колец» до «Звездных войн». Его мир кажется дайджестом уже неплохо известных фэнтезийных вселенных, но это, в сущности, не такая уж беда. Ибо сработано все если не на страх (по-настоящему пугающих моментов в фильме практически нет), то на совесть. И хотя очень хорошим артистам (среди них помимо упомянутых можно обнаружить Роберта Карлайла в роли злобного прислужника Гальбаторикса по имени Дурза) играть, в сущности, нечего, посмотреть в «Эрагоне» есть на что -- режиссером фильма стал видный мастер визуальных эффектов Стефен Фангмейер, работавший в свое время на втором «Терминаторе», «Парке юрского периода», «Смерче» и многих других фильмах, которые можно обвинить в чем угодно, кроме отсутствия зрелищности. Так что и Сапфира летает как живая, и червяки на жутких физиономиях злодеев-ургалов копошатся вполне натурально, и замки высятся посреди невероятной красоты пейзажей (снимали, как водится в последнее время, в Восточной Европе).
Нужно ли мечтать о чем-нибудь еще? К сожалению, приходится. Единственное, что по-настоящему смущает в этом, в сущности, крепком и ловко сработанном зрелище (да и в первоисточнике тоже), -- это вполне тинейджерская прямолинейность всего происходящего. В «Эрагоне» при всем желании нельзя высмотреть ни намека на расстановку сил в Европе накануне мировой войны, как во «Властелине колец», ни христианских аллюзий, как в «Хрониках Нарнии», ни метафоры взросления и постижения мира, как в «Гарри Поттере». Приключения Эрагона при всей их затейливости самодостаточны и однозначны. Возможно, в следующих сериях в них проступит определенная глубина и появится возможность неожиданных трактовок. Но пока же просто мальчик. Просто дракон. Просто фэнтези.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ